Приватизация по-сечински: из одного госкармана — в другой

23.03.2023

Все заявления Путина о выходе государства из экономики не соответствуют российской действительности.

Нынешняя неделя отмечена весьма неожиданными инициативами вице-премьера Игоря Сечина, курирующего нефтегазовый сектор российской экономики. Сначала в печати появились сообщения, что он предложил премьер-министру Владимиру Путину продать 25% акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП), принадлежащих государству (в том числе 5% через РЖД), государственной компании «Роснефть».

Однако Новороссийский порт входит в список госкомпаний, пакеты акций в которых должны быть приватизированы в 2012-2013 годах. Но, как пишет Сечин в своем письме премьеру, «предложения, касающиеся рассматриваемого пакета акций, до настоящего времени в правительство не представлены», и на основании этого предлагает собственный, весьма оригинальный способ «приватизации» пакета НМТП — продажу его акций напрямую, без всякого аукциона, государственной «Роснефти». По словам Сечина, это нужно сделать «с учетом стратегического значения НМТП для государственных интересов и происходящих изменений в структуре капитала». Но какие изменения в структуре капитала имеет в виду вице-премьер, из письма непонятно.

«Роснефти» акции НМТП — как зайцу пятая нога, у госкомпании нет ни опыта управления подобными активами, ни экономической заинтересованности в покупке доли», — заявил «Ведомостям» директор агентства Infranews Алексей Безбородов, а само предложение продать государственный актив государственной же компании противоречит идее приватизации.

К тому же, премьер-министр Владимир Путин в своей программной статье, опубликованной в «Ведомостях», выступил за ограничение присутствия госкомпаний в капитале других хозяйствующих субъектов. «Надо ограничить приобретение госкомпаниями новых активов в России», писал кандидат в президенты, «киты» не должны мешать нормальному развитию частного бизнеса в секторах, оттирать частных предпринимателей от наиболее выгодных проектов». Однако в своей резолюции на письмо Сечина, Путин поручил Минэкономразвития, Росимуществу и Минтрансу рассмотреть эту идею. Вот такой нонсенс.

Вторая инициатива Сечина не менее удивительна: он предложил премьеру Путину создать новую государственную структуру — нефтегазосервисный холдинг. При этом, по мнению Сечина, консолидировать профильные активы нужно на базе «Роснефти» или «Роснефтегаза».

Главной причиной Сечин называет большую долю присутствия иностранных участников на рынке нефтегазового сервиса — до 40%, а также их высокую активность. В результате, дескать, на рынке появились «демпинговые цены», устанавливаемые крупными зарубежными конкурентами. «Государственным сервисным компаниям становится все сложнее получать выгодные контракты от нефтяных компаний и эффективно противостоять развивающимся конкурентам», — сетует вице-премьер, и предлагает создать новую госмонополию для борьбы с иностранцами.

Тем временем сами нефтяники вовсе не горят желанием заниматься сервисным бизнесом. К примеру, руководство «Роснефти» не раз заявляло о том, что это «непрофильная деятельность», а «Газпром» не далее как в прошлом году избавился от своего сервисного актива — «Газпром бурение», продав его структурам спарринг-партнера Путина Аркадия Ротенберга.

«Нефтегазосервисный рынок является высоко конкурентным, поэтому вхождение в него госструктуры, которая наверняка захочет претендовать на монопольный статус, вряд ли будет положительным шагом», — заявил «Коммерсанту» аналитик «ИФД-Капитал» Виталий Крюков. И добавил, что отсталый технологический уровень госактивов совершенно не сравним с ведущими иностранными и частными компаниями. То есть, новая госмонополия будет вести себя на рынке как слон в посудной лавке, а эффективно конкурировать все равно не сможет.

К тому же, и это предложение Сечина также противоречит заявлениям премьера Путина, в том числе и на международном форуме, где он убеждал иностранных инвесторов в том, что государство намерено выходить из экономики. Получается, что публичные заявления главы кабинета министров расходятся с планами правительства, что само по себе странно…

В российской экономике происходит много странного

Предложения вице-премьера Сечина «СП» прокомментировал старший эксперт ИЭП им. Гайдара Сергей Жаворонков

— Последние инициативы вице-премьера Сечина вполне укладываются в русло политики российского правительства, которая направлена на усиление контроля над нефтегазовой отраслью и всей экономикой. Причем, это совершенно не мешает властям озвучивать с высоких трибун, в том числе и зарубежных, прямо противоположные задачи, которые они, якобы, ставят. Суть в том, что когда в России создается очередная государственная компания, на сей раз в области нефтегазового сервиса, она сразу становится синекурой для того представителя правительства, который станет во главе нее. Собственно, в этом и состоит основной смысл наращивания государственного участия, будь то в активах Новороссийского порта или в нефтегазовом сервисе.

«СП»: — И все-таки, насколько перспективно, с точки зрения экономической, создание госмонополии в области нефтегазового сервиса?

— Что касается создания сервисной нефтегазовой компании, то эта идея противоречит и мировому, и российскому опыту, который показывает, что сервисные компании, как правило, выделяются в отдельный бизнес и находятся за пределами нефтяных холдингов. Кстати, многие отечественные частные компании, например «ЛУКойл», когда-то имели в своем составе сервисные отделения, но потом они от них отказались, потому что это весьма специфический бизнес. Сервисная компания гораздо более мобильная, чем нефтяной холдинг, и если у нее нет заказов, потому что холдинг по каким-то причинам сократил разведку месторождений, она легко может перекочевать на подряд к другому заказчику. На самом деле, объяснить, почему государству нужно владеть сервисным бизнесом в секторе нефтегаза, который и без того весьма эффективно развивается и, к тому же, является высоко конкурентным, с точки зрения экономической просто невозможно.

«СП»: — Сечин собирается создавать сервисную компанию на базе «Роснефти», но у нее уже была прежде подобная компания, и она ее продала, посчитав нерентабельной. Выходит, сейчас ее заставят снова заниматься этим бизнесом?

— Повторю, то, что сервисные компании выводятся из структуры нефтяных холдингов – это общемировая тенденция, а Сечин предлагает сделать наоборот. Зачем ему это нужно? Во-первых, появляется очередное вакантное кресло председателя государственной компании, а во-вторых, выгоден и сам процесс создания, когда государство будет щедро выделять средства из бюджета на покупку соответствующих активов. Ведь хорошо известно, что на российском рынке самый выгодный покупатель – это государство, потому что оно готово платит крупные деньги, гораздо большие, чем, заплатил бы любой другой его участник.

«СП»: — Однако политика увеличения госучастия расходится с заявлениями премьера Путина, что государство намерено выходить из экономики. Вам не кажется, что Новороссийский порт, который стоит в программе приватизации на нынешний года, хотят «приватизировать» довольно странно – продав блокпакет государственной компании?

— В российской экономике происходит много чего странного. К примеру, в ноябре прошедшего года прошла первая сделка — с виду похожая на приватизационную — по продаже «Первой грузовой компании», но потом выяснилось, что активы были приобретены на кредит «Сбербанка». То есть, государство кредитует частный бизнес, чтобы он купил государственную собственность. Впрочем, ничего нового в этом нет, ведь знаменитые залоговые аукционы в начале девяностых годов, на которых в частные руки продавались ведущие отечественные предприятия, происходили по такому же принципу.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..