Калиевый узел в российско-белорусских отношениях

03.08.2023

В минувший вторник произошло беспрецедентное, как его уже называют, событие в отношениях между Россией и Белоруссией. В минском аэропорту был задержан российский гражданин, председатель наблюдательного совета ЗАО «Белорусская калийная компания» (БКК), он же генеральный директор ОАО «Уралкалий», Владислав Баумгертнер. Белорусские правоохранительные органы выдвинули против него обвинения по статье «Злоупотребление властью и служебными полномочиями».

Уголовные дела возбуждены также в отношении других россиян, входящих в топ-менеджмент БКК: члена наблюдательного совета компании Олега Петрова, первого заместителя генерального директора Константина Солодовникова, заместителя генерального директора по финансам Игоря Евстратова и начальника фрахтового отдела Дмитрия Самойлова. По заявлению Следственного комитета Белоруссии, они объявлены в международный розыск и Интерпол уже выдал ордер на их арест.

В России произошедшее восприняли как крайне недружественный акт со стороны официального Минска. «Нам кажется это странным, неадекватным и не партнерским. Надо, чтобы министерство иностранных дел использовало все свои возможные рычаги. Но помимо официальных и, так скажем, публичных мероприятий дано указание действовать всем ведомствам по своим направлениям», – заявил первый вице-премьер Игорь Шувалов.

Главным из этих направлений, судя по всему, станет вопрос о выдаче стабилизационного кредита из антикризисного фонда евразэс для Республики Беларусь. Как раз накануне белорусский минфин сообщил, что намерен обратиться в Фонд за очередным траншем. Велика вероятность, что получение кредита будет поставлено в прямую зависимость с судьбой арестованного Баумгертнера. Мол, отпустите – дадим, не отпустите – пеняйте на себя.

Еще более резкие оценки у российского премьера Дмитрия Медведева: «То, что произошло, не влезает ни в какие рамки, поскольку, как нам доложили и что совершенно точно, – задержанный руководитель компании находился в Белоруссии по приглашению председателя правительства Мясниковича. Мы считаем, что это достаточно странная ситуация, если иметь в виду характер наших взаимоотношений».

«Заманили – и арестовали» – таков смысл многочисленных возмущенных комментариев российской стороны. С точки зрения реалий российского бизнеса и политики, случившееся и впрямь «не влезает ни в какие рамки». В нашей стране невозможно представить, чтобы олигархов или топ-менеджеров арестовывали только за то, что их коммерческая деятельность нанесла ущерб государству, а погоня за прибылью поставила под угрозу нормальное функционирование целого региона. Главное, не проявлять строптивость по отношению к действующей власти. Тогда можно сколачивать состояния любой ценой и ничего не бояться. Ну, разве что ручку вернуть потребуют, как это было в 2009 году в бунтующем Пикалёве. Помнится, тогда хозяин загибавшихся пикалевских заводов вернул ручку Владимиру Путину. И теперь без помех банкротит градообразующие алюминиевые предприятия, устраивая «Пикалёво» по всей стране.

В Белоруссии же такой обычный, по нашим меркам, бизнес расценивается как преступное деяние. Так что попытки объединить два столь отличающихся государственных и экономических подхода рано или поздно должны были привести к неким эксцессам. С этой точки зрения арест Баумгертнера вполне закономерен.

Да и к белорусскому премьеру ехал он не на чаепитие. «Приглашаю вас 26 августа в Минск для рассмотрения вопросов, связанных с деятельностью ЗАО «Белорусская калийная компания», – говорилось в официальном приглашении.

А ситуация вокруг БКК сложилась поистине скандальная. В течение многих месяцев белорусское руководство пыталось получить разъяснения от российского менеджмента компании по весьма щекотливым вопросам. Однако менеджеры от неудобных вопросов уклонялись. Очевидно, безрезультатной оказалась и личная встреча председателя правительства РБ с главой наблюдательного совета. Так что теперь с вопросами придется разбираться уже следователям.

Предыстория конфликта такова. В белорусском Солигорске расположено одно из крупнейших в мире (и самое крупное в СНГ) предприятие по добыче и производству калийных минеральных удобрений «Беларуськалий». До 2010 года оно было унитарным государственным, ныне – акционировано. Но и тогда, и сейчас является одним из самых значимых доноров для государственного бюджета страны.

В 2005 году был создан национальный трейдер калийных удобрений (то есть компания, реализующая продукцию) – «Белорусская калийная компания». В нее вошли «Беларуськалий» и «Гродноазот». Вскоре состоялись переговоры с Дмитрием Рыболовлевым – тогдашним владельцем контрольного пакета акций одного из ведущих российских предприятий «Уралкалия». По их итогам было принято решение о создании единой товаропроводящей сети, которой должен был стать БКК. За белорусской стороной было закреплено право назначать гендиректора компании, а за российской – председателя наблюдательного совета. Штаб-квартира компании находится в Минске.

Сотрудничество развивалось, хотя и проблем хватало. Но эти проблемы многократно усугубились, когда сначала российский, а потом и мировой калийный рынок решил фактически монополизировать миллиардер Сулейман Керимов. Владельцы контрольного пакета акций «Уралкалия» и его «дочки» «Сильвинита» в 2010 продали Керимову свою долю (и не факт, что без какого-либо давления, о чем тогда много говорилось и писалось). А вот скупить на своих условиях «Беларуськалий» (даже используя тяжелую экономическую ситуацию, в которую Беларусь попала в 2011 году) ему, несмотря на все усилия, не удалось. Тогда, видимо, высокоприбыльное предприятие решили подмять через совместного трейдера.

«После смены собственника «Уралкалия» топ-менеджмент ЗАО «БКК», состоящий в основном из людей, тесно связанных с акционерами «Уралкалия», повел нечестную игру. Фактически они вели двойную, а точнее – тройную игру, обманывая в корыстных интересах не только белорусскую сторону, но и, как свидетельствуют факты, российских акционеров. Речь идет не об отдельных преступных эпизодах. Правоохранительными органами вскрыта целая преступная схема и тонко продуманная стратегия», – утверждает в интервью информагентству «Белта» пресс-секретарь Следственного комитета РБ Павел Траулько. По его словам, в рамках этой стратегии все финансовые потоки были замкнуты на тех лиц, против которых сейчас выдвинуты обвинения. Представительства БКК в ключевых странах, где реализуется продукция (Китай, Индия, Бразилия, Сингапур) состояли из сотрудников «Уралкалия». Сам же «Уралкалий» в прошлом году пропустил через БКК не более 20% своей продукции, а остальная реализовывалась через собственное предприятие «Уралкалий Трейдинг».

«От российских топ-менеджеров вежливо, но твердо требовали вполне простой и понятной вещи – прозрачности финансовых потоков. В конце концов, Белорусская калийная компания создана на паритетной основе, а российские топ-менеджеры торгуют белорусским калием», – говорит Траулько. Когда же вопросы раз за разом оставались без ответов, пришлось подключить правоохранительные органы.

Следствие выяснило много интересного. Используя должностные полномочия в БКК, сотрудники «Уралкалия» предоставляли незаконные скидки отдельным покупателям, перенаправляли зафрахтованные под белорусский калий суда на загрузку продукцией «Уралкалия», разрывали выгодные действующие контракты, обещая партнеру заключить их с «Уралкалием» по более низким ценам. Дело доходило и до откровенной уголовщины – оказывалось давление на сотрудников, чтобы они перешли из БКК в «Уралкалий», совершались кражи компьютеров с коммерческой информацией. По этим фактам и возбуждены уголовные дела: установленный размер хищений и ущерба, по предварительным данным, превысил 100 млн долларов.

Так не ведут себя не только руководители компании (эту компанию и разоряющие), не только партнеры (по союзному государству), но даже честные конкуренты.

Как утверждается, выявлено множество подобных фактов. Например, в июле замдиректора Солодовников единоличным решением расторг контракт между БКК и одной из крупнейших индийских компаний. «Беларуськалий» лишился десятков миллионов долларов. Пришедшее в Клайпеду для погрузки белорусской калийной соли судно было по указанию менеджера Петрова перенаправлено в Петербург, где его загрузили российскими удобрениями. Замдиректора Евстратов выплатил одной из швейцарских компаний несуществующий долг в 3,5 млн долларов. Белорусы полагают, что такая щедрость за счет солигорских шахтеров не обошлась без откатов.

В России, похоже, безразлично, на какие средства член Совета Федерации Сулейман Керимов может покупать футболистов для любимого клуба «Анжи». Но «Беларуськалий» сам найдет, куда потратить «лишние» деньги.

Чтобы хоть как-то навести порядок, в конце прошлого года президент Лукашенко издал Указ №566, которым лишил БКК исключительного права на продажу белорусского калия. Эту вынужденную меру Керимов и его партнеры по «Уралкалию» использовали как повод для разрыва отношений с БКК. Хотя, повторимся, собственные поставки в Европу и США давно осуществляли через свою швейцарскую дочку.

Развод также оказался хорошо спланированной и, мягко сказать, сомнительной коммерческой операцией. Как утверждают белорусские следователи, обладая инсайдерской информацией о скором разрыве БКК с «Уралкалием», ряд акционеров последнего стали продавать свои акции по высокой цене.

30 июля, когда о разрыве было объявлено, цены на акции «Уралкалия» рухнули на 20%. Сейчас, по имеющимся у белорусского СК данным, специальный фонд, созданный в Швейцарии и подконтрольный Сулейману Керимову, начал скупку подешевевших акций. Таким образом, задумавшие схему резко увеличивают свою долю в компании.

Подобные схемы должны бы заинтересовать и российские правоохранительные органы, однако, как видно по заявлениям высоких чиновников, они готовы всячески защищать «игроков из группы Керимова».

Гендиректор «Беларуськалия» Валерий Кириенко, комментируя разрыв отношений с «Уралкалием», заявил, что белорусская компания не будет демпинговать на рынке. Но «Беларуськалий» видит в действиях российской компании попытку рейдерского захвата предприятия.

В свою очередь, «Уралкалий» демпинговать, похоже, собирается. «Советская Белоруссия» опубликовала отрывки из письма Баумгертнера, которое в последние две недели тот рассылал партнерам этой компании. Он предлагает товар по сниженным ценам в обмен на соблюдение долгосрочных обязательств: «В противном случае мы оставляем за собой право обращаться с требованием об исполнении договора и компенсации причиненных убытков (в том числе упущенной выгоды)». Такие предложения уж очень смахивают на угрозу…

«Готов защищать интересы калийной отрасли путем обращения в государственные органы России за введением в отношении поставок белорусского хлористого калия специальных защитных и антидемпинговых мер», – пишет в том же письме Баумгертнер. Подчеркнем, защищаться он собирается от компании, одним из руководителей которой является до сих пор! Все же удивительные в России взгляды на «честный бизнес» и «партнерские отношения».

Не стоит сильно обнадеживаться и на счет выгод такого «честного бизнеса» для самой России. Да, БКК платит налоги в белорусский бюджет. Зато «собственные» трейдеры «Уралкалия», зарегистрированные в Швейцарии и на Гибралтаре, имеют «значительные налоговые льготы в своих юрисдикциях». А потому далеко не факт, что после «развода» с БКК деньги за уральский калий потекут рекой в государственный карман.

Но дело не только в деньгах. Если уж с входящей в Союзное государство Белоруссией Россия считает возможным обходиться подобным образом, то о каком расширении таможенного союза и прочей постсоветской интеграции (чем вроде бы так озабочен Владимир Путин) может идти речь? Что, кроме олигархических выходок, может предложить соседям Россия?

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..