ПМЭФ-2013: одолжи у внуков

28.08.2023

Петербургский экономический форум, несколько лет назад даривший красивые лозунги наподобие «Мы изменились!», сейчас призван олицетворять скорее стабильность, чем революционные порывы.

В этом году на ПЭФе мало говорили о реформах, и даже стагнации в экономике посвятили не так уж много времени. Зато продали много нефти в Китай и официально разбили национальную копилку — суверенный фонд. Мы ограничиваем рост тарифов естественных монополий, а их гигантские инвестиционные программы финансируем за счет резервов. Так деньги, предназначенные детям и внукам, помогут победить инфляцию прямо сейчас.

Сбербанк попал в точку с темой своего традиционного делового завтрака: образование и воспитание детей. Будущим поколениям россиян без хорошего образования никак не обойтись, ведь деньги от пока еще дорогой нефти мы не откладываем для них, а тратим уже сейчас. Впрочем, как доказал пример Бетховена, о котором напомнил завтракающим Владимир Мау, иногда суровое воспитание помогает сделать из ребенка гения.

Загадай желание

Самым запоминающимся событием первого дня форума стала сессия с участием «прошлого, настоящего и будущего» экономического министерства. На это обстоятельство не преминул указать модератор — глава Сбербанка Герман Греф, который и создавал Минэкономразвития в его нынешнем виде тринадцать лет назад. Рядом с ним сидели его преемники (в порядке очередности) Эльвира Набиуллина и Андрей Белоусов. И — Алексей Улюкаев, если верить источникам, без пяти минут новый министр. В общем, весь президиум мог загадывать желания. Например, снизить инфляцию до таргета ЦБ или ускорить экономический рост.

Правда, Грефу, который, представляя участников дискуссии, сослался на информацию прессы о скором назначении, Улюкаев словами классика посоветовал не читать большевистских газет. «Ну их», — философски отозвался о прессе творец денежно-кредитной политики, успевший когда-то и сам поработать на ниве журналистики. А вот человек, от которого назначения зависят, видимо, с публикациями все же ознакомился: выступая на пленарном заседании форума, Владимир Путин сказал, что перестановки в ЦБ, экономических блоках администрации президента и правительства на приоритеты политики государства не повлияют. Хотя ни о каких перестановках, кроме перехода Эльвиры Набиуллиной на пост председателя ЦБ, до сих пор официально не сообщалось.

Режим переадресации

Дискуссия о текущем состоянии российской экономики, поиске виноватых в торможении роста и наборе стимулирующих мер наглядно продемонстрировала глубину расхождения во взглядах финансово-экономического блока правительства, администрации президента и ЦБ.

Круглый стол Сбербанка с рекордной концентрацией министров на квадратный метр площади был озаглавлен провокационно: «Центральные банки: последний оплот экономического роста?».

Пикантность ситуации заключалось не только в том, что последние полгода дискуссия о наделении или не наделении Банка России функциями ответственного за экономический рост достигла невероятного накала. Вероятное назначение Алексея Улюкаева, ответственного в стране за инфляцию, главой Минэкономразвития, где он будет уже ответственным за темпы экономического роста, и одновременный переход экс-министра экономики Эльвиры Набиуллиной на пост главы ЦБ с обратным перераспределением ответственности вызывает очевидный вопрос — «может ли от перемены мест слагаемых измениться итоговый результат?». А возможное назначение нынешнего министра Андрея Белоусова на пост помощника президента только добавляет энтропии в прогнозировании принятия тех или иных экономических решений.

Активная дискуссия на сессии Сбербанка в очередной раз подтвердила, что руководители российских финансово-экономических ведомств, которые должны работать рука об руку, далеко не всегда сходятся во мнении, кто должен отвечать за экономический рост, как можно этот рост стимулировать и какова будет цена стимулирования.

Андрей Белоусов, полагающий, что правительство и ЦБ должны вместе отвечать за экономический рост, констатировал, что деловая активность в России затухает. По его мнению, на ситуацию в основном повлияли три фактора — укрепление рубля, рост процентных ставок и рост тарифов естественных монополий.

Алексей Улюкаев высказал (не впервые) мнение, что укрепление национальной валюты не является проблемой на сегодня. По его мнению, в предыдущие годы наблюдался восстановительный рост, но «при том уровне производственных мощностей и занятости, который есть, восстановительный рост невозможен».

Белоусов не согласился с Улюкаевым по поводу того, что рост экономики сдерживается высокой загрузкой мощностей, поскольку «опросы предприятий показывают обратное», и рост сдерживается спросом.

Герман Греф также поинтересовался у Андрея Белоусова, ратующего за снижение ставок, каким образом это сделать.

«Что касается снижения процентных ставок, то я бы этот вопрос переадресовал вам обратно — как вы собираетесь снижать процентные ставки, Герман Оскарович? Поскольку у нас, извините, на долю четырех государственных банков приходится 50% рублевых кредитов от года до трех, а если брать кредиты от трех лет, то это 80%, поэтому у меня вопрос к вам — как вы собираетесь снижать процентные ставки?» — вернул министр своему предшественнику и бывшему руководителю его вопрос.

Греф как радушный хозяин сессии поблагодарил, но затем вернулся к этой теме. «Мы ставки снизить не можем. Мы живем в рынке», — посетовал банкир.

Грефа в этом вопросе поддержала Эльвира Набиуллина, которая отметила, что влияние на банковские процентные ставки административными или квазиадминистративными методами приведет к снижению объемов кредитования.

«Как снижать процентные ставки? Снижать их административно или квазиадминистративно — индикативными ставками, прошу прощения, Андрей Рэмович (Белоусов, чье ведомство выступало за расчет индикативных ставок по кредитам юрлицам — ИФ) — это мы получим просто снижение объемов кредитования, потому что банки будут уходить от того, чтобы выдавать кредиты компаниям по ставкам, которые будут каким-то образом указываться, но реальные риски будут выше», — сказала она.

Перегрелись

В пятницу разногласия в видении текущего состояния российской экономики достигли высшей точки. Речь неожиданно зашла о возможном перегреве в российской экономике, и это на фоне того, что промышленность в последние месяцы откровенно стагнирует, а риски возможной рецессии окончательно не развеялись.

Министр финансов Антон Силуанов, оберегающий бюджет от чрезмерных расходов, в том числе инвестиционного характера, заявил, что в российской экономике наблюдаются некоторые элементы перегрева, в частности, почти полная загрузка мощностей и низкий уровень безработицы.

«Есть элементы нагрева: практически полная загрузка мощностей, что отмечает и МВФ, низкая безработица», — сказал он журналистам в кулуарах форума.

Реакция Андрея Белоусова на это заявление была ожидаемо бескомпромиссной: «Перегрев где-то в МВФ произошел. Ничего такого у нас нет».

Белоусов отметил, что уровень загрузки мощностей в российской экономике сейчас в районе 60%, «что ниже, чем в Евросоюзе, и ниже, чем в США». «Мы имеем существенные резервы по росту загрузки мощностей», — отрезал министр.

«Что касается низкой безработицы, высокой занятости и рассуждений о том, что наличие высокой занятости свидетельствует о том, что предприятия работают на грани производственных возможностей и никого не увольняют, то это не так», — опять не согласился Белоусов.

Поэтому, по его мнению, логика, которой придерживается МВФ, «правильная, но для равновесных и высокоэластичных экономик с низким теневым сектором и так далее, а у нас несколько другая ситуация».

Таким образом, за два дня форума министр («действующий пока министр», как сказал про себя сам Белоусов) успел поспорить практически со всеми высокопоставленными чиновниками финансового и экономического блока. Наградой за стойкую позицию ему была речь президента Владимира Путина, в которой он поддержал многие ключевые предложения министра.

На свободу

Во-первых, президент сообщил, что Россия снимет ограничения на экспорт СПГ (к этому, в общем-то, все шло, но в нефтегазовой тематике столько подводных камней и течений, что до официального объявления считать вопрос решенным — опасная самонадеянность). Во-вторых, заявил об амнистии для осужденных по экономическим статьям (правда, не для всех — например, Михаилу Ходорковскому, как осужденному уже дважды, придется отбывать наказание до конца).

Экономическая амнистия коснется всего нескольких тысяч человек: это скорее психологический шаг. А вот еще одно решение, объявленное в пятницу, касается практически всех без исключения.

«Опережающий рост тарифов стал самостоятельным и значимым фактором раскручивания инфляции. И реальным фактором торможения экономики, роста издержек и потери конкурентоспособности наших производителей», — сказал Путин.

«Очевидно, что тарифы больше не могут расти такими же темпами, как прежде», — заявил он.

«Хочу вас проинформировать о принятом решении: рост регулируемых тарифов инфраструктурных монополий будет ограничен и не должен быть выше фактической инфляции прошлого года. Такой порядок будет зафиксирован на 5 лет, начиная с 2014 года. При этом мы все прекрасно понимаем, что конечная цена для потребителя, например, электроэнергия, или для грузоотправителя не ограничивается только регулируемыми тарифами. Я прошу правительство предложить такой механизм, чтобы конечная цена для потребителей также была на приемлемом уровне и соответствовала задаваемым параметрам и принципам», — сказал Путин.

За этим неприятным для монополий пассажем последовал еще один удар: президент напомнил им об эффективности. «Хочу подчеркнуть: у наших инфраструктурных монополий есть резервы для экономии. Каждая такая компания должна принять программу по сокращению издержек и повышению эффективности. Деньги нужно вкладывать с умом. Разумно привлекать финансирование под свои инвестпрограммы», — заявил президент.

Но все оказалось не так страшно, и долго держаться за сердце руководителям госкомпаний не пришлось. Путин пообещал поддержать их инвестпрограммы за счет нефтяных сбережений.

«Сдерживание тарифа не должно привести к негативным эффектам — к сокращению инвестиций в инфраструктуру. Наша ключевая задача — уже в ближайшие годы снять многие инфраструктурные ограничения, которые буквально душат нашу экономику. Поэтому мы приняли ещё одно очень важное решение — вложить 450 миллиардов рублей в окупаемые инфраструктурные проекты, вложить, разумеется, на возвратной основе. В целом в проекты на территории нашей страны будет проинвестировано до половины средств Фонда национального благосостояния», — сказал Путин.

Национальное благосостояние польется только в те проекты, которые софинансирует частный бизнес.

По мнению экс-министра финансов Алексея Кудрина, государство, решив направлять до половины средств ФНБ на инфраструктурные проекты, сделало выбор между решением проблемы пенсионной системы в будущем и поддержкой инфраструктуры сегодня в пользу инфраструктуры.

«Я бы предпочел, чтобы такие инфраструктурные проекты продавали свои облигации на рынке, тогда не надо было бы задействовать ФНБ», — сказал один из самых статусных оппонентов нынешней власти, добавив, впрочем, что в целом поддерживает «усиление внимания к инфраструктуре».

Кудрин напомнил, что ФНБ — это источник погашения дефицита Пенсионного фонда в сложный демографический период, который наступит в ближайшие 10-15 лет, когда средства от этих проектов еще не вернутся. «Таким образом мы уменьшаем свою страховку на сложный период. В этом я вижу некоторое ухудшение», — сдержанно покритиковал решение властей Кудрин.

Много нефти не бывает

Тема беспрецедентных поставок нефти из РФ в КНР была одной из основных в течение двух дней форума. Китай, который больше десяти лет пытался договориться с Россией о крупном сырьевом канале, теперь может спать спокойно. По крайней мере, четверть века.

Еще 20 июня Владимир Путин сообщил о том, что Россия и Китай подготовили крупный контракт в нефтяной сфере. Особых подробностей он не раскрыл, сказав на встрече с первым заместителем премьера Госсовета КНР Чжаном Гаоли только что поставки ожидаются в объемах, «которые рассчитываются из более чем сотен миллионов тонн нефти, и все это в долларовом эквиваленте более чем в $60 млрд».

Цифры, озвученные 21 июня, в день подписания контракта купли-продажи между НК «Роснефть» и китайской CNPC, поражают воображение. Предполагается, что ежегодные поставки нефти из РФ в Китай увеличатся по сравнению с существующим уровнем втрое — до 46 млн тонн в год. Общий объем нефти за весь срок действия контракта составит 360 млн тонн на сумму $270 млрд.

Такие масштабные поставки «Роснефть», которая всегда являлась основным переговорщиком с Китаем по нефтяному вопросу, никогда не смогла бы осуществить самостоятельно, если бы не купленная в конце марта частная компания ТНК-BP, привнесшая значительный вклад в добычу госкомпании. Однако за все приходится платить. Вот и «Роснефти» для того, чтобы погасить значительную задолженность, образовавшуюся после приобретения нового актива, пришлось уговорить китайцев на предоставление предоплаты по контракту. Размер предэкспортного финансирования глава «Роснефти» Игорь Сечин не назвал, но по его лицу было видно, что он доволен свершившимся фактом.

Транспортировка дополнительных объемов нефти, по его словам, будет осуществляться по всем возможным направлениям, а их три: по отводу на Китай от нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО), морем из порта Козьмино (конечная точка ВСТО) и через Казахстан. При этом спорные вопросы, связанные с источниками финансирования необходимого расширения трубопроводных мощностей, нисколько не смущают президента «Роснефти». Он уверен, что сможет договориться с «Транснефтью», которая еще до подписания контракта ставила вопрос ребром.

Китай не в первый раз помогает «Роснефти» решить ее финансовые вопросы. За счет выгодного китайского кредита, предоставленного компании пять лет назад под долгосрочные поставки нефти, «Роснефть» смогла снизить огромный долг, образовавшийся в связи с покупкой большинства активов обанкротившегося «ЮКОСа».

Такая налаженная схема сотрудничества позволяет предположить, что китайские партнеры и впредь готовы помогать «Роснефти» в финансировании неотложных нужд под новые объемы нефти, в которой так нуждается быстро растущий Китай. Правда, для того, чтобы обеспечить дополнительные поставки нефти в КНР, чьи потребности оцениваются не менее чем в 150 млн тонн в год, «Роснефти» придется купить еще одну нефтяную компанию, а их в России почти и не осталось.

Операция «Тушеный глухарь»

Питерский форум-2013 запомнится не только гигантскими контрактами, урезанными тарифами и распечатанным ФНБ. Одно из самых громких событий произошло, строго говоря, за рамками форума и до его начала, но стало на ПЭФе главной темой для кулуарных обсуждений.

Накануне открытия форума, 19 июня, Владимир Путин посетил военный «ГОЗ «Обуховский завод» и провел на нем совещание, посвященное развитию воздушно-космической обороны. Обуховский завод производит знаменитые комплексы ПВО С-300 и С-400 и готовит к выпуску новый комплекс «Витязь», который придет на смену С-300.

Президент говорил о необходимости баланса стратегического сдерживания и сказал: «Среди некоторых военных аналитиков всё чаще звучат разговоры о том, что теоретически возможен первый так называемый обезоруживающий, обезглавливающий удар, причём даже против ядерных держав».

Когда журналисты президентского пула после совещания ехали в «Ленэкспо» на брифинг перед форумом, казалось, и произошел этот первый удар, поразивший стратегический объект России. С адреса электронной почты, совпадающего с адресом пресс-службы правительства, в российские СМИ было разослано сообщение о том, что премьер-министр Дмитрий Медведев своим распоряжением освободил Владимира Якунина от должности президента ОАО «Российские железные дороги» по его просьбе, а другим своим распоряжением назначил на эту должность первого вице-президента РЖД Александра Мишарина.

Примерно через час после первых «молний» информагентств сначала пресс-секретарь главы РЖД Александр Пирков, а затем и пресс-секретарь премьера Наталья Тимакова официально опровергли сообщение.

В первой половине следующего дня, 20 июня, уже на форуме, Владимир Якунин был самой популярной фигурой. Он участвовал в мероприятиях, как это было запланировано программой, в кулуарах излагая свою версию происходящего. «Была встреча (19 июня — ИФ), которую неформально проводил президент страны с представителями бизнеса. К этому моменту уже разговор перешел в такую неформальную стадию: подали тушеного глухаря. Информацию мне сообщил пресс-секретарь (президента — ИФ) Песков. Мне это не испортило не только настроение, но не испортило аппетит. Я глухаря доел», — говорил Якунин.

В кулуарах форума излагались самые разные версии происходящего. Однако большинство разговоров «не под запись» сводилось к тому, что дыма без огня не бывает. Хотя где именно этот огонь горит, кто его раздувает и для чего — никто толком не понимает.

По мнению Владимира Якунина, «деза» об его отставке неспроста появилась накануне форума, где было объявлено о планах по инвестированию 450 млрд рублей из ФНБ в инфраструктурные проекты. «Это один из элементов борьбы против масштабных проектов, поддержанных президентом и правительством, которые в последнее время запускают РЖД — развитие высокоскоростного движения, БАМа, «Транссиба» и других», — заявил «Интерфаксу» глава РЖД. «Эта провокация показывает, что есть те, кто хотел бы зародить сомнения в реализуемости этих проектов или поучаствовать в них в собственных корыстных интересах», — уверен Владимир Якунин.

Полномочия главы РЖД, чей контракт действует еще год, благодаря «псевдоотставке» получили внеплановое подтверждение. Так что тема возможных отставок менеджмента неэффективных госкомпаний, которая без привязки к конкретным персоналиям не раз затрагивалась в выступлениях высших чиновников на форуме, должна была больше волновать коллег Якунина по государственному корпоративному цеху.

Владимир Путин, например, заявил, что для менеджмента госкомпаний будут установлены KPI, включающие, в том числе, уровень капитализации и возврата на капитал. По итогам выполнения этих показателей могут быть приняты, в том числе, кадровые решения, сообщил глава государства.

Вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что власти намерены менять менеджмент госкомпаний, которые неэффективно снижают издержки. «Неэффективные должны будут уйти», — сказал Дворкович (раньше, выходит, издержки госкомпаний никого сильно не волновали?). По его словам, крупнейшие госкомпании, такие как «Газпром», «Роснефть» и РЖД, должны будут снизить свои издержки до уровня наилучших компаний на рынке.

Тем временем спецслужбы вовсю расследуют факт рассылки в СМИ фальшивого сообщения. Первые результаты уже есть, рассказала Наталья Тимакова: установлен провайдер, IP-адрес и местонахождение компьютера, с которого была отправлено сообщение. Также установлено, что сервер, которым воспользовались авторы лже-релиза, находится в Москве.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..