Аграрная кредитная корпорация — головная боль фермеров

25.06.2023

«Нам бы к уборке уже приступать, а денег так и не выдали. Область вовсю собирает урожай, а мы не можем средства выбить из областной Аграрной кредитной корпорации», — слова полные отчаяния услышали мы от руководителя одного из хозяйств Северо-Казахстанской области. По его словам, организация уже 2,5 месяца тянет с решением вопроса о выдачи кредита на уборочные работы.

После высказанных возмущений агрария в адрес североказахстанского филиала Аграрной кредитной корпорации, в частности, ее руководящего состава, редакция газеты «КазахЗерно.kz» попробовала разобраться, кто прав, кто виноват и как разрешится эта непростая ситуация.

Фермеры, которые все же опасаются от своего лица открыто говорить о недостатках в работе государственных ведомств, безответственности и халатности чиновников, рискуя поплатиться за правду своим бизнесом, решили обратиться за помощью в нашу редакцию. Можно ли сказать, что мы смогли оправдать их надежды?.. Скорее, подтвердили самые страшные подозрения.

Начнем с начала. История, возьмем, к примеру, одного товарищества (хотя аграрии говорят о ряде хозяйств) началась еще в мае текущего года. Фермер решил взять средства на приобретение ГСМ, которые понадобятся ему только на уборочную страду, в кредитном товариществе «ЖамбылАгро-Инвест». Шли месяцы, урожай созревал, уборка близилась, а о деньгах и речи не было.

К слову сказать, крестьяне вспоминают, как с облегчением вздохнули, когда было принято решение о создании кредитных товариществ, которые должны были составить противовес банковскому педантизму и канцелярщине. Их главная задача — упрощение механизма предоставления финансовых ресурсов крестьянам на проведение полевых работ.

Хозяйство, руководителем которого и является наш пострадавший, с 2007 года значится членом кредитного товарищества «ЖамбылАгро-инвест», которое при статусе частной организации имеет право выдавать аграриям финансовые средства лишь с согласия областного филиала Аграрной кредитной корпорации, в народе уже именуемой главной головной болью крестьянина.

Возвращаясь в наше время, хлеборобы констатируют, что обещания были пустыми, а надеждам не суждено оправдаться, ведь эта, вроде бы, частная компания, оказалась сама во власти государственного ведомства — Аграрной корпорации. «У нас нет претензий к работе кредитного товарищества, его задача получить от нас заявку. Деньги же выделяет областной филиал Аграрной корпорации, с которой и стоит спрашивать. В этом году совсем нестандартная ситуация получилась, и дело тут в главной нашей областной Аграрной корпорации, она связывает по рукам и ногам районные КТ, которые наоборот заинтересованы в выдаче нам денег», — убеждает аграрий.

Собеседник вспоминает, как с легкой руки принял предложение от трех бывших дольщиков кредитного товарищества. Они пожелали прекратить кредитоваться по этой системе, и весной продали нашему пострадавшему свои доли.

В рядах крестьянских хозяйств прижилось убеждение, что одобрить кредит, по большому счету, имеет возможность только «блатной» аграрий, имеющий связи в верхах и дающий небезызвестные откаты.

«Нам так и намекнули, платите 10% — будет вам кредит. Да я в банке под 12% оформлю, зато честнее будет бизнес. Потому-то, наверное, они нам и устраивают эту беготню с документами. Почему еще с мая не можем получить деньги? А мы все с бумагами носимся, доказываем что-то по нескольку раз в месяц, потому что пока они рассмотрят, пока изучат, справки теряют срок действия. Бумажная волокита была и ранее, но не настолько же! В рамках кредитной линии такая, я полагаю, волокита недопустима вообще: первый раз документы в областную Аграрную корпорацию представили, месяц прошел — они потеряли свою силу. Второй раз собрали бумаги, но каждый раз у них появляются новые требования. И это сумасшествие длится с мая этого года. Нужно выходить на уборку, а у нас ни денег, ни отрицательного решения! Благодаря КТ мы должны были по упрощенному варианту получать средства, а Аграрная корпорация превратила его в удлиненный», — рассказывает глава хозяйства.

Стоит еще раз вспомнить, что хозяйство изначально планировало, и об этом поставило в известность Аграрную корпорацию, о целевом направлении заемных средств. Деньги, которые они пытаются получить еще с весны текущего года, были рассчитаны на покупку удешевленного ГСМ для уборочной кампании, которая уже сегодня в самом разгаре. «Если финансы нужны были не на весенние работы, как большинству фермеров, а ближе к осени, то можно процесс выдачи затянуть?», — в хозяйстве давно задаются этим вопросом. В течение всего лета в организации шло оформление, дополнение, изучение и рассмотрение документов. На дворе сентябрь, а у товарищества ни денег в кармане, ни топлива в баках, ни пшеницы в амбарах.

В самой корпорации в ответ на возмущение агрария ничего не поясняют. Говорят, что все бумаги находятся на рассмотрении, плюс начинают запрашивать дополнительные документы. Вынеси они отрицательное решение сразу, еще в июне, у хозяйства была бы возможность найти средства на уборочную кампанию в другом месте. «Они заманили нас низкими процентными ставками, мы им в залог недвижимость в городе представили, что не каждое товарищество может, а они нам только голову морочат. Не доказывает ли это, что они чего-то хотят (откат)? Обнадежили и успокоились, по-другому тут не скажешь», — возмущается собеседник.

С его слов, изначально кооперативное учреждение запросило полный список документов, и только потом возникли дополнительные вопросы. Сначала попросили увеличить уставной капитал, потом добавить залоговую и представить гарантию третьего лица. Все было исполнено, а дело ни на шаг не сдвинулось. «Куда-то жаловаться — время уже потеряно. Единственный выход — прекратить с ними деятельность. Через неделю-две эти деньги уже не нужны будут. Мы подтаскиваем технику на поля, со дня на день начнется страда, и тут все начинают вдруг подсчитывать свои риски», — говорит аграрий.

Хоть раньше хозяйство не сталкивалось с такой проблемой, сейчас здесь всерьез задумались, почему же так поспешно решили прервать все деловые отношения с Аграрной кредитной корпорацией те, чьи доли в КТ выкупил наш потерпевший.

Фермер убежден, что организация стала относиться к кредитованию фермеров с большим формализмом: увеличилось количество необходимых документов, появилось много придирок.

«Волокита не уменьшается. Сегодня порой с банками проще работать. Плюс нет гибкости, чтобы перенести оплату по кредиту. Ожидаем деньги быстро и без лишних бумажек, а на деле получается наоборот. Они себе и нам проблему придумали. Лучше бы субсидировали нашу кредитную линию в банках. Мы там бы брали под 12%, а с их субсидиями получилось бы по 9%. Зато ни головной боли, ни потери времени, нервов, а самое главное — урожая», — предлагает фермер.

И ведь действительно, в итоге на календаре сентябрь, а хозяйство не готово к страде, и дело не разрешится одной выдачей средств. Вопрос с удешевленными ГСМ прибавляет к этой суматохе свои сложности.

«Даже при получении денег сейчас, получить топливо мы сможем не раньше, чем через 10 дней. Хотя за это время мы бы закончили уборку. Соответственно, мы можем похоронить свой урожай при наших несвоевременных погодных условиях. Это разве не риск? Они нас подставляют», — убежден аграрий.

Руководитель хозяйства задается вопросом, в чем смысл господдержки сельхозтоваропроизводителей от кредитной корпорации.

У фермеров накопилось немало вопросов к директору областной Аграрной корпорации, от резолюций которого зависят многие хозяйства региона. Но добиться аудиенции с чиновником хлеборобам не удается. «Сколько времени мы уже гоняемся за директором филиала, то он на выезде, то его нет в офисе. А кто тогда нам разъяснит все нюансы, кто будет общаться с аграриями, или общение госоргана с крестьянами заключается только в пересылке документов и уведомлений об исправлениях? Или нас попросту избегают? Мы имеем право задавать вопросы и получать на них адекватные ответы, или наши вопросы могут скомпрометировать деятельность корпорации?

Чего боятся чиновники, и вообще, когда они работают? Ладно, если у нас есть возможность приезжать в город в любое время, а как быть крестьянам из дальних сел? Всегда ехать наобум, повезет — не повезет, окажется в кабинете или откажет в приеме… Вспомните, как говорил Президент Нурсултан Назарбаев, что на помощь аулам выделено 1,5 млрд. тенге… Его обманули, эти деньги лежат в карманах у кучки друзей», — смело заявляют аграрии.

В действительности, чтобы прояснить ситуацию и устранить все недомолвки, стороны должны наладить контакт, который сегодня, по факту, заключается только в передаче друг другу писем. Так как, со слов крестьян, лично побеседовать с руководителем областного филиала у них возможности нет (в виду его постоянной занятости или отсутствия на рабочем месте), собкор нашего издания взял эту миссию на себя.

Телефонный разговор с директором Северо-Казахстанского филиала АО «Аграрная кредитная корпорация» Сериком Ахметбековым сложился, но только речь зашла о проблемах с выдачами кредитных средств, как беседа перестала быть дружелюбной.

Главное, что нам удалось выяснить — выдача средств будет одобрена, и хозяйство получит деньги в первых числах сентября. Как заверил Серик Маркенович, мало кто осенью берет кредиты, в основном все финансовые вопросы крестьяне решают весной. (Стоит ли упоминать, что хозяйство, руководитель которого и обратился к нам за помощью, еще с мая текущего года пытается получить средства).

Более того, оказывается, такая ситуация, по словам Серика Ахметбекова, вовсе не рядовой случай, и собеседнику не составило труда понять, о каком хозяйстве мы ведем речь.

«Все профинансировались, одно только хозяйство осталось. Через некоторое время кредит будет выдан, сейчас все документы на рассмотрении в центральном аппарате. Почему именно их кредитование затянулось? Так получилось. Пока рассматривали документы, приходилось обновлять справки, юридические заключения. Такие моменты были. Не то, что отношение предвзятое, а именно по проекту вопросы там были. Список необходимых документов действительно с каждым разом увеличивается. В начале сентября, до 10-го числа, мы выдадим им средства, — заверил Серик Ахметбеков. — Я знаю, что у них есть другие финансовые возможности для получения средств. Просто они немного нагнетают ситуацию. В центральном аппарате немного недоработали менеджеры, в том смысле, что затянули. На тот момент очень большой объем шел по республике, и не могли быстро и оперативно сработать. Потом были замечания по документам, т.е. мы ведь на исправление замечаний возвращаем документы, а это тоже сроки. Т.е. на этот момент рассмотрение заявки приостанавливается, пока клиент вместе с КТ не исправит замечания».

Всех вопросов посредством телефонной связи нам задать не удалось: их порекомендовали направить в письменном виде (как же наши чиновники любят бюрократическую волокиту) и спешно завершили разговор. Теперь уже, зная по какому вопросу обращалось наше издание, в Аграрной корпорации отвечают, что директора либо еще нет на рабочем месте, либо только что уехал по очень важным делам. Официальное письмо с предложением об аудиенции также не возымело действий.

В итоге собкор нашего издания оказался на месте фермеров, которые так же не могут пробиться на прием к руководству филиала. Решив нагрянуть в ведомство без предварительного предупреждения, нашего корреспондента «особо» занятый директор принять отказался: небольшой диалог состоялся буквально в дверях.

«Нет, я вас не могу принять. Все вопросы направляйте в письменном виде, мы вам ответим», — цитата из беседы. В конце чиновник добавил, что его руководство не дает согласие на интервью: все, на что мы можем надеяться, — это ответы на официальные запросы.

В любом случае, уборка сельхозкультур в хозяйстве затягивается на неопределенный срок. Когда деньги от КТ поступят в их распоряжение, руководителю ТОО придется делать выбор: либо еще дней 10 ждать, пока поступит удешевленное топливо, либо закупать дорогое. И пока руководящий состав «избегает» по разным причинам встречи с фермерами, подозрения превращаются в убеждение, что все предположения о «странной» деятельности Аграрной корпорации не просто догадки, как говорится, дыма без огня не бывает. Фермеры считают, что Аграрная кредитная корпорация сегодня дает фору банковскому бюрократизму.

P.S. Мнение эксперта «КазахЗерно.kz»

— Фраза банальная, но, тем не менее, мудрая — рыба гниет с головы. Вся многоступенчатая забюрократизированная структура холдинга «КазАгро» была изобретена нынешним министром сельского хозяйства Асылжаном Мамытбековым. И нужно ли говорить, что ничего хорошего от этого чиновника сельчанам ждать не стоит.

Дочерние компании «КазАгро», в том числе и Аграрная кредитная корпорация, имеют лишь одну четкую цель, обозначенную гламурным министром, — зарабатывать на ростовщичестве. Было бы наивно полагать, что официально объявленная миссия «КазАгро» — поддержка развития агарного сектора страны — хоть в какой-то мере близка Мамытбекову и его команде. Давайте вспомним отчеты Счетного комитета страны, не раз проверявшего деятельность «КазАгро» и бившего в колокола тревоги: получая из бюджета под 0,5 % годовых колоссальные средства, предназначенные для развития сельского хозяйства, Мамытбеков выдает их крестьянам под какие-то космические проценты. А вся разница оседает, понятное дело, в мошне ростовщика.

Вообще, складывается впечатление, что глава Минсельхоза РК постоянно борется с желанием просто-напросто положить все бюджетные средства, поступившие в его распоряжение, на банковский депозит и получить гарантированную прибыль в размере порядка 10 %. И никаких тебе заморочек с этими немытыми колхозниками и их засаленными бумажками. Кстати, Счетный комитет в ходе своих проверок находил в деятельности дочек «КазАгро» и такие прецеденты.

Всеми этими причинами и объясняется то нежелание, с которым структуры «КазАгро» идут на контакт с крестьянами. У мастеров финансовых манипуляций из Астаны всегда есть запаснойвыход, как «прокрутить» бюджетные деньги с максимальной выгодой для себя и своего шефа. А поскольку о выгоде сельчан они думают в последнюю очередь, то и переживать им не о чем.

Подумаешь, у крестьян нет средств на покупку ГСМ! Да менеджеру, сидящему в теплом кабинете в Астане и получающему в месяц столько, сколько крестьянин не зарабатывает и за год, на это наплевать! Пример для подражания у клерков, сами понимаете, перед глазами — министр Мамытбеков, который руководит развитием сельского хозяйства страны, ни разу не понюхав свежего навоза.

Выхода из этой ситуации, к сожалению, не видно. Остается надеяться только на то, что в итоге кто-нибудь на самом верху вспомнит о тяжелой доле крестьянина, макнет-таки Мамытбекова его сытым лицом в тот самый свежий навоз и вышвырнет из министерского кресла. И всех его «помощников» следом.

Аграрный сектор для Казахстана стратегически важен, и руководить его развитием должен профессионал от сельского хозяйства с руками по локоть в земле, а не финансист с французским маникюром, которому в пору продюсировать Кайрата Нуртаса.

От себя хотелось бы добавить: одно хорошо — погода дает нашему фермеру второй шанс, а иначе он бы пролетел со сроками уборки.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..