Торговым сетям стало не на что покупать

22.03.2023

Как сообщается в материалах Арбитражного суда города Москвы, иск о банкротстве от ООО «Самохвал» был зарегистрирован в пятницу, 6 февраля. Перед этим сеть выставила на продажу непрофильные активы: недвижимость на общую сумму 2935 млрд рублей, земельные участки под строительство ТЦ на общую сумму 1153,5 млн рублей и актив ОАО «ТАМП» на сумму 100 млн евро.

Этот случай не единичен. Один из основных акционеров сети гипермаркетов «Лента» выставил на продажу свою долю в этом бизнесе. Неудивительно: в сети ожидают снижения прироста оборота в два раза. Вообще, сети не справляются с погашением взятых кредитов, это приводит к отсрочкам платежей поставщикам, которые, в свою очередь, приостанавливают отгрузку товаров в магазины.

Уже в декабре 2008 года темпы роста ритейла упали почти в четыре раза. Эксперты отмечают, что крупные неприятности у набравших множество кредитов торговых сетей начались еще осенью 2008 года. Тогда «Мосмарт» и торговая сеть «Самохвал» попросили об отсрочке платежей у дистрибуторов на три месяца. И в результате полки начали пустеть. Первыми сбежали от неплатежеспособных ритейлеров поставщики молочной продукции и соков.

Почти все крупные сети попросили поддержки у государства, и спустя короткое время получили ее. В числе первых оказались те, у кого соотношение долга и EBITDA не превышало трех. «Мосмарт» получил 1,5 млрд рублей, по 2,5 миллиарда получили «Магнит» и «Седьмой континент». Но это не решило всех проблем, «Мосмарту» пришлось закрыть магазины шаговой доступности «Мосмартик» (54 магазина).

«Самохвал» предложил поставщикам заморозить просроченные долги на полгода, пока не продаст непрофильные активы и недвижимость. В ответ поставщики подали к «Самохвалу» 49 исков на общую сумму 77 млн рублей. Теперь «Самохвал» сам хочет быть признан банкротом.

Аналитики ФК «Открытие» говорят, что «Самохвал» и до кризиса был сильно закредитованным, Сейчас сеть выставила на продажу 16 объектов недвижимости в Подмосковье, Москве и Рязани, а также земли.

Одновременно сети стараются привлечь новых поставщиков, отменяя входные бонусы. Но при этом поставщики сталкиваются с жесткой необходимостью предоставлять сетям значительную отсрочку по платежам, то есть давать им беспроцентный товарный кредит.

Тенденция увеличения отсрочки платежей наблюдается во всей торговой индустрии, подтверждает старший аналитик ФК «Открытие» Виктор Дима. «Ритейлеры пытаются удлинить сроки оплаты поставок, так как это является реальной краткосрочной альтернативой банковскому финансированию. И такой тенденции в большей мере подвержены те ритейлеры, у которых еще до кризиса была большая долговая нагрузка, для которых отсрочка платежа — это чуть ли не единственная возможность для финансирования в текущих условиях. Хотя по некоторым позициям затягивание расчетов проблематично. Например, по молочным продуктам. Вряд ли такие серьезные производители, как Danone или Wimm Bill Dann, будут долго ждать оплаты. Если им не платить, они прекращают поставки товара. Вот с производителями алкоголя у ритейлеров больше возможностей договориться: алкогольная отрасль менее консолидирована, и алкоголь не является продуктом «первой необходимости». Сейчас каждый ритейлер старается договориться на индивидуальные, гибкие условия. До кризиса отсрочка платежа составляла в среднем 45-60 дней, сейчас эти сроки могут увеличиваться и в отдельных случаях достигать 90-120 дней».

Дмитрий Гордеев, генеральный директор MeatLand Food Group говорит, что сети требуют отсрочки большие, чем существовавшие до Нового года: «А вообще все сугубо индивидуально. Сейчас ведем переговоры с каждым из клиентов по условиям на 2009 год. Переговоры эти, в большинстве своем, еще не закончены. Мы надеемся на существенное улучшение условий в пользу поставщиков в связи с последними событиями».

Дмитрий Гордеев подтверждает, что раньше были отсрочки от 45 до 60 дней, сейчас они увеличиваются, но не до 140 дней. По сведениям MeatLand Food Group, сейчас в среднем на продукты питания поставщики готовы смириться с отсрочкой в 60 дней, а поставщики алкоголя, чая и кофе соглашаются ждать денег до 90 дней. Однако если товар востребован розничным покупателем, то у производителей и дистрибуторов есть шанс свести срок «беспроцентного кредита» к минимуму.

«Мы пытаемся сократить те сроки, которые действовали в прошлом году, — говорит в интервью BFM.ru Дмитрий Гордеев. — Прошлогодние сроки были неприемлемы для нас. Я не могу сказать, появятся ли у нас в 2009 году проблемы с отсрочками. Но я думаю, что в конце февраля будет понятно, по каким условиям будут строиться взаимоотношения поставщиков и сетей на этот год».

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..