Кудрин описал невеселую ситуацию в российской экономике

07.03.2024

Очередной Красноярский экономический форум вполне мог окончиться столь же благостно и, в общем-то, бесконфликтно, как и его предшественники. Либеральные экономисты писали бы в своих блогах о замечательной дискуссии, участниками которой они стали. Официальные лица поставили бы галочки напротив проведенного мероприятия.

Однако на этот раз так не получилось. Причем, судя по тому, что целый ряд видных единороссов, готовившихся посетить форум, внезапно отказался от этой идеи, видимо, получив инсайдерскую информацию о предстоящей сенсации, экспромт был хорошо подготовлен.

Сенсация состоялась: выступление на пленарном заседании форума вице-премьера и главы Минфина Алексея Кудрина, можно сказать, заменило собой форум целиком, став бомбой не только для его участников, но и для всей политической элиты России. И это притом, что ничего экстраординарного Алексей Леонидович не сказал. Просто никто не ожидал таких слов от заместителя главы правительства.

Начав с фразы из выступления на форуме 2007 года тогда еще кандидата в президенты Дмитрия Медведева «Свобода лучше, чем несвобода», Алексей Кудрин достаточно быстро сказал именно то, что смутило целый ряд представителей правящей партии: парламентские и президентские выборы «должны быть честными, это даст мандат доверия для проведения реформ». После этого «революционного» политического заявления последовал анализ экономической ситуации в стране.

Кудрин отметил, что резко сократились прямые иностранные инвестиции: по предварительным данным, в 2010 году они составили 13-14 миллиардов долларов, в то время, как в «лучшие годы» они составляли 27 миллиардов.

К тому же, как признал Кудрин, сохраняется отток капитала. По его словам, с одной стороны, это нормально – корпорации развивают зарубежные подразделения, но, с другой, – говорит о плохом инвестклимате. И тут министр сделал неожиданное признание: «Наши российские инвесторы выводят часть средств в зоны, где доходность будет ниже, но они видят в этом их сохранение». А ведь совсем недавно на других экономических форумах другие представители российского правительства уверяли иностранных инвесторов в абсолютной безопасности вложения средств в экономику нашей страны.

Говоря о государственных приоритетах в части улучшения инвестклимата, министр привел мнение бизнеса, назвавшего главной проблемой неэффективное госуправление и отсутствие ясных целей в развитии страны.

Сразу за этим он обратился к теме высокой инфляции, которая не позволяет генерировать «длинные» деньги: «Если банкир не уверен, что правительство удержит инфляцию в 3-4 %, то он не выдаст кредит под 7-8 %. В прошлом году она составила 8,8 % годовых, в этом году будет чуть полегче, если удастся избежать роста цен на продукты во второй половине года, то есть кредит будет выше 10 %. По кредитам на три года под такие ставки вряд ли возможно проводить модернизацию».

И, разумеется, не мог Кудрин не сказать о сырьевом перекосе экономики: «Необходимо снижать риски российской экономики. Например, нашу нефтегазовую зависимость. Мы много говорим о том, что от нее нужно избавиться. Пока это не удается. Есть риски, что мы снова станем воспроизводить докризисную модель, когда большой приток средств связан именно с высокими ценами на энергоносители. А приток капитала ведет к быстрому укреплению национальной валюты под напором временных, отчасти случайных нефтедолларов».

О том, что происходит в итоге, глава Минфина заявляет открыто: «Пока перерабатывающие отрасли получают существенно меньше того, чтобы говорить о том, что мы проходим модернизацию. Ведь ее главные показатели – объем инвестиций и скорость обновления оборудования».

При этом гнетет Кудрина еще одна мысль: «Надо восстанавливать наш Резервный фонд, который перед кризисом был 10 % ВВП. И еще было 8 % ВВП в Фонде национального благосостояния. Суммарно у нас была «резервная подушка» в размере 18 % ВВП накануне кризиса». Но, чтобы вновь наполнить фонды, в меру бездарно израсходованные на поддержку неэффективных производств и санацию сомнительных финансовых учреждений, нужны средства. А с ними – проблемы: «Когда я говорил, что у нас нет ресурсов, чтобы сохранять пенсионную систему, то мне говорили, что они есть. После этого повышаются страховые взносы на бизнес. Значит, ресурсов все-таки нет. Дефицит Пенсионного фонда в бюджете Российской Федерации остается 1 триллион рублей».

Как отмечают некоторые комментаторы, не испытывающие к вице-премьеру особых симпатий, Кудрин понимает, что с учетом реального развития событий, удержать бюджет он не сможет. Что-то придется резать, причем, очень существенно и, вполне возможно, уже в предвыборный год. Именно отсюда – критика подготовленной части Стратегии-2020, которая предполагает большой дефицит бюджета.

Но это – одно мнение. Есть и целый ряд видных экономистов, поддержавших Кудрина. Так, ректор Академии народного хозяйства Владимир Мау согласен с министром финансов в том, что инновационный сценарий развития не может базироваться на цене на нефть.

А есть экономисты, выражавшие те же самые сомнения еще до того, как Кудрин произнес свою речь. Так, президент Национального института системных исследований проблем предпринимательства, профессор ГУ ВШЭ Александр Чепуренко совсем недавно объяснял автору этих строк: «Я назвал бы ситуацию умеренно негативной для развития предпринимательской активности. Когда нам рисуют смелые цифры и графики, на которых кривые рвутся вперед, прорывая бумагу и уходя в потолок, то все это мало соотносится с данными наших (и не только наших) исследований. Этот год уже принес повышение превращенного в страховые взносы ЕСН для всех, кто не находится на специальных режимах. Из зоны внимания властей выпадает наиболее перспективная часть бизнеса – малый и средний бизнес».

А, между прочим, любая модернизация должна, в первую очередь, опираться именно на этот, наиболее мобильный бизнес. Но об этом Кудрин, лоббировавший повышение ЕСН, ничего говорить не стал.

Зато он сказал о другом – о свободных выборах. И это тоже понятно: Госдума могла бы всерьез обсудить состояние дел с бюджетом и отменить «вредные» предложения по увеличению расходной части бюджета. Но понятно, что при нынешнем ее составе, с конституционным большинством «Единой России», на это глупо надеяться. Именно поэтому вице-премьер и министр финансов и произнес свои совсем уж вольнодумные слова.

На предыдущих Красноярских форумах тоже было высказано немало правильных и интересных мыслей о том, как обустроить Россию. Увы, как правило, мысли эти так и повисали в воздухе.

Вопрос в том, станет ли последний форум неким поворотным пунктом, или все ограничится возмущением функционеров партии власти, до глубины души разобидевшихся на призыв к честным выборам.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..