Каждый пятый в российском автопроме — уволен

27.03.2023

Почти четверть сотрудников предприятий российского автопрома лишились своей работы. Средняя заработная плата тех, кому удалось сохранить свое место, сократилась почти на треть. Об этом свидетельствуют данные, опубликованные «АСМ-Холдингом». Эксперты ожидают осенью новой волны увольнений в автопроме.

Согласно информации «АСМ-Холдинга», в мае 2009 году численность сотрудников на предприятиях российского автопрома сократилась на 22% по сравнению с данными за май 2008 года: всего 315,1 тыс. против 384,6 тыс. человек. Таким образом, за год работы лишились почти 70 тыс. человек, то есть каждый пятый сотрудник в автопроме.

С января по июль 2009 года в автопроме и сельхозмашиностроении было уволено 44 801 сотрудник, приводят данные RB.ru в профсоюзе работников автомобильного и сельскохозяйственного машиностроения РФ (Профсоюз АСМ РФ). «Под угрозой увольнений находятся 51 622 работника по информации на конец июля», — говорит RB.ru заместитель председателя профсоюза АСМ Виктор Горенков. Впереди автопром ждет «достаточно сложная осень, на которую намечена очередная волна сокращений», считают так же в «Автостате».

Основная доля сокращений приходится на традиционные российские автозаводы, однако надо учитывать, что и общая численность персонала на них существенно выше, чем на автосборочных предприятиях иностранных производителей, добавляет Горенков. «Причем, ситуация на «АвтоВАЗе» сейчас не самая худшая, наиболее тяжелое положение с возможными сокращениями наблюдается на предприятиях группы «ГАЗ», — говорит RB.ru Виктор Горенков. Только за первое полугодие на нижегородских предприятиях группы «ГАЗ», по его данным, уволено 15 тыс. человек, а до конца года ожидается сокращение еще порядка 10 тыс. человек. На «КамАЗе» в этом году было уволено порядка 1600 человек, но прямых угроз массовых увольнений пока нет, говорит Горенков.

Зарплаты

Формально перед «АвтоВАЗом» проблема увольнений сейчас не стоит: здесь еще не было сокращений и не планируется, по официальным заявлениям руководства. Однако руководство тольяттинского автогиганта может ввести на шесть месяцев с сентября этого года сокращенный режим работы в одну смену. «Фактически ползавода не будет работать», — говорит Горенков. Причем, труд будет оплачиваться по фактической работе. В итоге заработная плана рабочих сократится вдвое: вместе 16 тыс. рублей, которые в среднем получают рабочие «АвтоВАЗа» при нормальном графике работы, им придется учиться жить на 6-8 тыс. рублей в месяц.

Те, кому повезло сохранить свое рабочее место в кризис, приходится мириться с урезанными заработками. В целом средняя зарплата на предприятиях автопрома и сельхозпрома за полгода снизилась на 23,8%, приводят данные в профсоюзе АСМ. По данным «АСМ-Холдниг», средняя заработная плата работника в автопроме в мае 2009 году стала равняться 12 884 рублям, что на 28% меньше уровня зарплаты в мае 2008 года — 16 339 рублей. Причем, средний уровень зарплат в автопроме стал существенно ниже среднего уровня оплаты в целом по России, отмечает Горенков, со ссылкой на официальные данные Росстата. На май 2009 года средняя зарплата сотрудника автопредприятия — в 12 884 рубля — оказалась на 30% ниже среднего уровня зарплат по России, который составил 18 190 рублей. Уровень оплаты рабочих в автопроме продолжит наращивать отставание от общероссийских показателей, прогнозирует эксперт. В первую очередь за счет урезания рабочего графика и зарплат на «АвтоВАЗе», а соответственно, и на предприятиях поставщиков комплектующих завода, добавляет Горенков.

Резкое падение производства

Столь тяжелая ситуация с численностью персонала и зарплатой в автопроме связана в первую очередь со снижением спроса на автомобили в кризис. Продажи легковых автомобилей в России упали почти вдвое за первые шесть месяцев (данные AEB). Объем производства автомобильной техники в первом полугодие сократился в 2,6 раза до 340 тысяч машин (данные «АСМ-Холдинг»). Так, «АвтоВАЗ» произвел за 6 месяцев 2009 г. 139 404 автомобилей против 384 491 в 2008 г. «Ульяновский автомобильный завод» собрал 4 661 машины (в 2008 г. — 15 314 единиц), «Ижавто» — 9 797 штук (в 2008 г. — 31 775 единиц), группа компаний «Автотор» — 29 771 штук (в 2008 г. — 55 445 единиц). Темпы выпуска легковых автомобилей зарубежных брендов в России оказались более высокими, тем не менее, они составили только 46,6% к сопоставимому периоду прошлого года, посчитали в «АСМ-Холдинге». В августе в связи с остановкой ряда ведущих предприятий автопрома ожидается падение производства в 5-10 раз, прогнозируют в «Автостате».

Социальная напряженность

Массовые увольнения и снижение заработка могут вызвать социальную напряженность в автопроме. Уже прошли митинги в Нижнем Новгороде и Тольятти. Профсоюз работников «АвтоВАЗа» «Единство» на прошедшей 6 августе акции протеста предупредил о возможности более активных выступлений в октябре, когда работники завода получат сокращенные зарплаты. Правда, Виктор Горенков считает, что социальную напряженность могут сгладить принимаемые областными правительствами меры. В частности, он напоминает, что Самарская область выделяет миллиард рублей на организацию общественных работ для сотрудников «АвтоВАЗа». Кроме того, профсоюз завода направил письмо банкам об изменении условий кредитов (ипотечных, потребительских и прочее) для сотрудников волжского автогиганта. Нижегородский регион также обещал помочь с переобучением и поиском работы для уволенных сотрудников предприятий группы «ГАЗ».

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..