Путин поднял «Веселого Роджера»

28.02.2023

Планы Кремля загнать украинское судозаводы в гигантский судостроительный госхолдинг сейчас реальны как никогда.

Впрочем, коммерческие перспективы такого альянса довольно сомнительны, учитывая неспособность россиян навести порядок в собственном судостроении.«зарубежный» заказ составляет контракт ФСК «Море» на производство скоростных десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр» по заказу КНР. Причем, закладка первых двух кораблей произойдет, в лучшем случае, в сентябре.«улов» новых контрактов на внешних рынках вплоть до 2012 г.«Зоря-Машпроект» (минимум 50% от общей суммы). Естественно, это предприятие не выпускает плавсредств, но значительно повышает на бумаге итоги работы украинского судостроения.«пациент скорее жив, чем мертв» можно сказать лишь о нескольких предприятиях отрасли. В их числе керченский «Залив» Константина Жеваго, николаевский Wadan Yards Okean, находящийся в процессе вхождения в российскую «Объединенную судостроительную корпорацию» (ОСК) и «Херсонский судостроительный завод» (ХСЗ) Вадима Новинского.«Нибулон», для голландцев выполняет заказ керченская верфь «Залив». Отметим, что это не самый высокий запас прочности перед еще более трудными временами. Другие предприятия отрасли, в т.ч. такие гиганты как Судозавод им. 61 коммунара, «Черноморский судостроительный завод», практически не ведут хоздеятельности по своему профилю. Скорее всего, некоторые, например, киевская «Ленинская Кузня» или севастопольский «Севморзавод», вскоре «прикажут долго жить».

Путин идет на абордаж

Учитывая смутные перспективы украинского судостроения и благоприятные политические обстоятельства, Россия огласила свои планы относительно поглощения наших судозаводов. Стоит сказать, что российский политический истеблишмент уже давно вынашивает планы государственного постсоветского капитализма, когда предприятия-осколки бывшего СССР концентрируются под колпаком профильных монстров-госкорпораций, управление которыми осуществляется из Кремля. В судостроении такой управляющей компанией призвана стать ОСК.

В этом году Кремль стал больше уделять внимание проблемам становления ОСК. Так было решено отказаться от географического принципа управления активами (т.е. упразднены западный и северный субхолдинги). Возможно, это связано с тем, что не удалось сформировать южный субхолдинг, куда должны были войти украинские верфи. Новая структура ОСК сейчас прорабатывается, но уже известно, что в составе в корпорации появится торговое подразделение — «Судоэкспорт».

Характерно, что ОСК высказала свои претензии как на украинские предприятия, так и на российские, находящиеся в частных руках. Например, практически завершены переговоры с предпринимателем Сергеем Пугачевым о покупке

«Северной верфи» и Балтийского завода, стороны пока не могут договориться о сумме компенсации бизнесмену. Также ОСК пришла к консенсусу с зампредправления «Газпрома»

Виталием Юсуфовым о выкупе Nordic Yards, в которую входят две немецкие верфи в Висмаре и Варнемюнде и украинский Wadan Yards Okean.«Адмиралтейских верфей»

в Кронштадт.«Зоре-Машпроект» и предбанкротной ФСК «Море».

Причем, последняя видимо попала в поле зрения только в связи с наличием контракта с КНР на поставку десантных кораблей с последующей передачей Пекину конструкторской документации на них. Затем россияне вспомнили о ЧСЗ, который получил контракт на строительство корвета.«выжимания соков»

из постсоветских активов на фоне попыток РФ постепенно перейти на новые системы вооружений, участие в которых Украина не сможет принимать в связи с технической отсталостью.«Мистраль»).

Украинские власти пока не огласили публично свои предложения россиянам. Тем не менее, известно, что Киев высказал готовность обновлять и ремонтировать рыболовецкий флот РФ в Украине. Также, по неофициальной информации, Россия заинтересована в размещении на судостроительных мощностях Украины заказа на постройку 15 военных кораблей в рамках программы обновления ЧФ РФ. Потенциально такой контракт мог бы стать мощным импульсом развития для отечественной отрасли, пока же планы россиян попахивают простым «пиаром».

Отметим, что наиболее реальным проектом кооперации двух стран на первом этапе видится все-таки достройка крейсера

«Украина» на Заводе им. 61 коммунара с последующей его продажей россиянам. Технические специалисты ВМФ РФ уже подтвердили возможность достройки корабля на николаевском предприятии. Осталось только принять окончательное решение на политическом уровне. Кстати, Верховная Рада до ухода в отпуск уже успела вернуть крейсеру прежнее название — «Адмирал Лобов».

Что касается состоятельности украинских властей дать отечественным верфям свои заказы, прежде всего, по линии гособоронзаказа, то главным проектом остается строительство корвета. Впрочем, проблем здесь достаточно — только в июне ЧСЗ начал реальные работы по закладке корабля, и пока проект остается без финансирования.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..