Как спасти российскую туриндустрию: мнения экспертов

16.01.2024

Вслед за «Ланта-тур» рискуют обанкротиться и другие российские туркомпании, предупреждают участники рынка и аналитики. Чем чреваты проблемы отечественной туриндустриии, какие меры помогли бы улучшить ситуацию в отрасли уже в этом году, и что в итоге будет с ценами на туры, выясняли Вести.Ru.

Демпинговая волна

После январского банкротства одного из старейших российских туроператоров «Ланта-тур вояж» , жертвами которого стали тысячи выехавших за рубеж российских туристов, представители отрасли заговорили о кризисном состоянии отечественной туристической индустрии. Как утверждают, отрасль захлестнула волна демпинга: по заниженным ценам сейчас продается до 45% туров.

Однако, правомерно ли говорить о кризисе в отрасли, продемонстрировавшей в посткризисном 2010 году рекордный 32-процентный рост выездного потока при повышении его на 14-15% (по оценке Российского союза туриндустрии — РСТ) в 2011 году?

Несмотря на увеличение числа зарубежных турпоездок россиян, 2010-2011 годы не стали удачными для отечественной туриндустрии, с точки зрения повышения ее прибыльности, сообщил Вестям.Ru гендиректор компании Tez Tour Владимир Каганер.

Хотя количество проданных туров повышалось, их стоимость зачастую снижалась (допустим, с 1000 до 500-600 долларов), и прибыли туроператоров не увеличивались. А у кого-то они даже оказались «минусовыми» из-за распространившейся в последнее время демпинговой практики, когда неправильно просчитавшие перспективы рынка игроки сначала набирали кредиты и рейсы, а затем были вынуждены сбрасывать туры значительно ниже себестоимости. В результате, доля демпинга достигла на сегодня 25-30%.

На возражения оппонентов о неуместности рассуждений о демпинге, когда расценки российских операторов нередко выше тех, что приняты на сходных направлениях, скажем, у немецких их коллег, Каганер приводит свой контрдовод: «Вероятно, в Германии иной порядок цен. Но чтобы воспользоваться ими, клиентам придется вылетать на отдых из Германии, а не из России, где, кстати, высокие тарифы на чартерные авиаперевозки стали еще одной головной болью для отечественных туроператоров».

Гендиректор компании «Пантеон» Анатолий Гаркушин, впрочем, счел возможным заступиться и за авиаперевозчиков, многие из которых сегодня также работают на грани допустимого, предоставляя различные преференции для туротрасли. Положение дел в ней резко ухудшилась после обвала египетского направления (одного из самых емких и востребованных), вследствие политических катаклизмов, потрясших страну пирамид. В этих условиях зашатались и российские «пирамиды», в которых оборотные средства использовались турфирмами для погашения старых долгов, а, в случае форс-мажора, у них уже не всегда получалось найти деньги на покрытие новых обязательств, констатировал Гаркушин.

В будущем, по его определению, рынок постепенно выправит создавшуюся ситуацию: при этом одна часть, активно демпингующих сегодня, компаний разорится, а другая — превратится в «нормальных операторов». Тем не менее, сидеть, сложа руки, в ожидании, когда молодой российский турбизнес перерастет нынешнюю демпинговую фазу своего роста, было бы неверно. Как предупреждают эксперты, вслед за «Лантой», рискуют обанкротиться еще с десяток турфирм средней руки. И, значит, безопасность множества российских туристов остается под угрозой.

Путевки застрахуют?

Как рассказал Вестям.Ru вице-президент РСТ Юрий Барзыкин, сейчас представители туристического бизнеса и различных госструктур ведут активные консультации по определению средств, способных помочь спасти отрасль. При этом заинтересованные стороны готовят новые поправки к закону «Об основах туристической деятельности». В их числе предлагается предусмотреть, например, повышение размера финансовых гарантий, в зависимости от оборота компаний, а также обязательное проведение их ежегодного аудита и наделение Ростуризма правом контроля над участниками рынка и исключения из реестра туроператоров, нарушающих законы — при повышении соответствующей ответственности. Еще предлагается внедрить систему электронных путевок, подразумевающую автоматизированную систему учета договоров, заключаемых туркомпаниями. Утвердить поправки планируется до конца марта, то есть до начала «высокого сезона». А к осени можно было бы завершить и законодательную проработку механизма страхования каждого договора в отдельности — с необходимыми сопутствующими документами, уточнил Барзыкин.

Он также высказался за образование некой структуры, в рамках которой представители Ростуризма, МИД, Минтранса и бизнес-сообщества оперативно решали бы возникающие проблемы, вроде, экстренной эвакуации туристов из вдруг вспыхнувшей новой «горячей точки» на карте мира. Созвучная инициатива о создании саморегулируемой организации (СРО) тоже активно обсуждается сейчас экспертным сообществом. Но однозначной уверенности в эффективности упомянутых мер у участников рынка сегодня нет.

И поскольку, полагает Владимир Каганер, пока не ясно, как на практике будет работать та же СРО или система электронных путевок, столь поспешно вводить их в действие не следует. Было бы разумно выдержать полугодовую паузу с тем, чтобы более тщательно подготовить и согласовать с профессионалами рынка предложенные новации. Тогда как идея с обязательным аудитом уже сегодня вызывает сомнения: и «Капитал-тур», и «Ланта-тур», в свое время, прошли его вполне успешно. Да и исключенные из реестра компании, перерегистрировавшись, затем вновь смогут работать на рынке. Самой логичным и понятным, пожалуй, сейчас выглядит предложение о страховании каждого договора, которое и реализовать можно достаточно быстро, в отличие от других предложений, требующих более детальной проработки. Причем страховками возможно было бы охватить и «самостоятельный» туризм: сейчас, не пользующиеся услугами турфирм россияне, рискуют в экстренных случаях остаться без всякой поддержки, резюмировал гендиректор компании Tez Tour.

Помимо прочего, уверен Анатолий Гаркушин, также необходимо осуществить меры, направленных на отслеживание и пресечение порочной демпинговой практики — при надлежащем законодательном их обеспечении. С этой целью, наверное, можно было бы задействовать и СРО или Ростуризм, не допуская, однако, превращения их в новые чиновничьи «кормушки», добавил эксперт.

Туры не подорожают

По мнению собеседников, рассчитывать на то, что улучшению дел в туриндустрии также поспособствует более широкое привлечение крупного капитала (присутствие которого помогает компаниям таким как Thomas Cook удержаться на плаву и в сегодняшних усложнившихся обстоятельствах), пока не приходится. Российские экспортеры нефти, вряд ли, заинтересуются сферой, в которой рентабельность составляет 3-5%, и то — при отсутствии субъективных негативных факторов, заметил по этому поводу Каганер.

В будущем крупный капитал все же придет и в туризм, но, прежде всего, вероятно, не в выездной, а во внутренний, который, по оценкам зарубежных аналитиков, имеет огромный потенциал для роста (до 40 миллионов вместо нынешних двух миллионов зарубежных туристов, ежегодно посещающих Россию), пояснил Барзыкин. Выездной же поток, по его словам, и в текущем году, несмотря на все неурядицы, вырастет процентов на десять. При этом цены на туры повысятся на 8-10%, отыграв, в основном, удорожание авиарейсов.

Между тем, гендиректор компании «Пантеон» Гаркушин не прогнозирует в нынешних условиях ни роста потока, ни подорожания туров в 2012 году.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..