Московский бюджет будет худеть и дальше

10.04.2024

Московский бюджет будет худеть и дальше: ссылаясь на кризис, правительство отнимает деньги у богатых регионов

Юрию Лужкову могут урезать зарплату. В 2008 году он заработал 6,9 млн рублей — больше многих министров и даже президента с премьером. Но теперь из-за кризиса правительство пытается все жестче контролировать расходы регионов, в том числе и на чиновников. Вероятно, уже со следующего года губернаторам установят планку и они не будут получать больше министров. Это значит, что только что завершившийся конфликт Юрия Лужкова с министром финансов Алексеем Кудриным, который наделал столько шума на прошлой неделе, не последний. У них еще будет не один повод поссориться.

Лужков обвинил Кудрина, что тот отбирает у Москвы деньги. Владимир Путин проигнорировал просьбу мэра и в конфликт вмешиваться не стал, во всяком случае публично. На прошлой неделе скандал спускали на тормозах, и в пятницу с визитом мэра в Минфин произошло официальное примирение.

Но проблема никуда не исчезла. «Спор давний и идеологический», — признает чиновник правительства. У правительства и регионов, у которых есть что отнять, уже много лет друг к другу претензии. В следующем году Минфину придется решать сложную задачу: одной рукой управлять бюджетом, на котором лежит бремя повышения пенсий, и одновременно помогать регионам, большинство которых не обойдутся без федеральных денег.

В правительстве решили так: кроме безвозмездной помощи предлагать регионам в 2010 году бюджетные кредиты, которые те будут вынуждены возвращать. А одновременно отобрать у богатых часть налоговых доходов и отдать их бедным. В столицах экономика более устойчивая и можно кое-что перераспределить в пользу бедных, говорит директор Института реформирования общественных финансов Владимир Климанов. На языке Минфина это называется отрицательный трансферт.

Москва, таким образом, пострадает дважды: и от правительственных решений, и от невыгодной конъюнктуры. Ведь чем больше регион зарабатывал во время экономического бума, тем сильнее он пострадал от кризиса.

В прошлый четверг Мосгордума приняла во втором чтении проект бюджета на 2010 год, в котором заложено сокращение столичных доходов. В этом году Москва рассчитывала получить 1,4 трлн рублей, но удастся собрать примерно триллион. Такой же план по доходам в 2010 году. Чтобы покрыть дефицит в 120 млрд рублей, придется брать в долг. Дыра в бюджете могла бы быть меньше, но тут Минфин перестал давать дотации на строительство метро, а заодно поменял формулу, по которой делился между регионами акциз на бензин. И московский бюджет сразу потерял 24 млрд рублей.

Неудивительно, что мэр сорвался. Даже во время войны строительство метро не останавливалось, негодовал Лужков, а Минфин взял и остановил. Кудрин не остался в долгу и поставил Лужкову на вид рост затрат на содержание чиновников — на 24% в этом году, в разгар кризиса. Мэрия заявила, что Кудрин лжет. Министр потребовал публичных извинений, пригрозив в противном случае рассказать еще много чего интересного про московский бюджет. Не бывает здоровых людей, бывают недообследованные — так прокомментировал Newsweek это высказывание министра сотрудник мэрии.

На самом деле Кудрин не врал, когда говорил, что расходы на московский бюрократический аппарат вырастут в этом году почти на четверть. Такой план действительно записан в бюджете Москвы, и официально его не меняли. Но Лужков, после того как в конце прошлого года получил выговор от премьера, подписал указ о тотальной экономии. С тех пор, жалуется чиновник мэрии, нет ни премий, ни ремонта казенных зданий, ни повышений по службе. В мэрии уверяют, что, когда Кудрин получит годовой отчет о столичных расходах, он удивится — Москва сэкономит пятую часть расходов на аппарат. Во всяком случае, как следует из справки финансового департамента мэрии, за девять месяцев этого года расходы на госуправление в столице возросли только на 8,5%.

Впрочем, о зарплатах Москва и Минфин больше не спорят. В качестве компенсации столица получила льготный кредит в 16,5 млрд рублей из федерального бюджета по льготной ставке 2,5% годовых. Если бы Москва выпускала облигации, ставка была бы гораздо выше — 12-15%. Кредит получен на покрытие дефицита этого года, но подобная помощь скорее всего понадобится и в следующем.

Москва стала жертвой отрицательного трансферта. На муниципальном уровне этот принцип работает давно: если доходы какого-нибудь муниципалитета на 30% выше средних по региону, то все, что сверх, — уже излишки, из которых половину региональный бюджет перераспределяет в пользу нуждающихся муниципалитетов. Губернаторы, разумеется, всегда выступали категорически против такого подхода на региональном уровне. Поэтому Минфин перераспределил деньги более изящным образом.

Новые правила раздела акцизов на бензин обошлись Москве в 20 млрд рублей недополученных доходов, но депутаты и губернаторы поддержали их на ура. Большинству регионов эти правила выгодны. Потери несут только шесть наиболее густонаселенных — вроде Москвы и Питера. Секрет в том, как делить. Сейчас регионы оставляют у себя 10% собранных акцизов. 40% уходят в федеральный бюджет, а оставшиеся 50% правительство снова распределяет между регионами в зависимости, в первую очередь, от количества машин и во вторую — от длины автодорог.

«Раньше количество машин было приоритетно, теперь мы эти показатели уравняли — стало 50 на 50 процентов. Это справедливо, ведь длинные дороги тоже надо чинить», — объяснил Newsweek замминистра финансов Антон Силуанов. От такого перераспределения, конечно, выиграют бедные регионы. «В чем заслуга Лужкова, что ему досталась столица с мощной экономикой? И разве виноват лидер Тувы, что его уголь оказался никому не нужен», — недоумевает директор Экономической экспертной группы Александр Андряков. Интенсивность движения и объем потребления бензина — не заслуга руководителя региона, считает он.

Вторая потеря, которую понесли богатые регионы, — метро. Федеральный бюджет давал субсидии всем городам, где есть метрополитен. Их восемь. Москва уже много лет получала ежегодно 3-5 млрд рублей, хотя 80% расходов на метрострой финансировала сама. В следующем году этих субсидий не будет. За метро отвечает регион, а федеральная помощь была добровольной, подчеркивает чиновник Минфина.

Москва может потерять еще 3 млрд рублей. По крайней мере Дума в первом чтении за это уже проголосовала. Речь идет о налогах «Газпрома». Сейчас компания платит налог на имущество, например на оборудование газораспределительных станций, по месту нахождения головного офиса. Скоро столице придется поделиться деньгами с 43 регионами, по которым проходят трубы.

Но настоящим торжеством справедливости и кошмаром для московского бюджета грозит стать недавнее предложение главы Федеральной налоговой службы Михаила Мокрецова изменить правила распределения налога на прибыль. Сейчас львиную долю налога получают Москва и Санкт-Петербург, так как в этих городах зарегистрировано большинство головных компаний. Одна из идей состоит в том, чтобы взимать налог по месту расположения производства. Если до этого дойдет, то конфликт вокруг акцизов тогда покажется детской ссорой, ведь налог на прибыль — главный источник пополнения столичной казны.

Москва против Кудрина

2000
Первое столкновение Кудрина и Лужкова началось с фразы столичного мэра «дороги можно было бы улучшить, но дураки не дадут нам это сделать». Лужков возглавил оппозицию налоговой реформе в Совете Федерации. У регионов, в частности, забирали дорожные налоги, пообещав в обмен федеральные дотации. Мэр подсчитал, что распределение налоговых сборов 50 на 50% изменится до 70 на 30% в пользу центра. Он потребовал от правительства частично погасить внешний долг Москвы, составлявший $2 млрд, выплатить долг перед городом в 6 млрд рублей и компенсировать потери в 45-47 млрд рублей. Кудрин в ответ обвинил столичных чиновников в необоснованной раздаче льгот и предложил помощь в составлении столичного бюджета, что привело бы к раскрытию всех московских «секретов». Конфликт завершился принятием нового Налогового кодекса, согласием центра помочь Москве с выплатами по облигациям и передачей городу федеральной собственности на 6 млрд рублей.

2003
Новый виток противостояния начался в год выборов мэра. Причиной вновь стали налоги: правительство с 2004 года собиралось отменить налог с продаж. Минфин оценил потери московского бюджета в 23 млрд рублей, а компенсировать был готов только 16 млрд. Одобрение реформы в Думе тормозила пролужковская фракция «Отечество — Вся Россия», но в ситуацию вмешался президент Путин. Он вызвал к себе Кудрина и Лужкова, после чего ОВР отказалась от своих требований.

2004-2005
Правительство попыталось окончательно поделить собственность и финансовые полномочия между центром и регионами, результатом чего стал знаменитый закон о монетизации льгот. Возражали почти все губернаторы, в «Единой России» шла внутрипартийная борьба. Лужков утверждал, что реформы, придуманные «главным бухгалтером» Кудриным, антиконституционны, их итогом станет потеря губернаторами контроля над своим хозяйством. После вступления закона в силу начались протесты. Лужков сразу предложил президенту приостановить реформы, но сильнее оказались доводы федеральных министров Кудрина, Грефа и Зурабова, считавших, что дело нужно довести до конца.

2005-2006
Закон о монетизации стал причиной и спора вокруг столичной недвижимости. Москва по льготным ставкам сдавала в аренду федеральным структурам более 2 млн кв. м. В 2005 году город решил перейти на рыночные ставки. В ответ министры Кудрин и Греф и глава Росимущества Назаров потребовали передать недвижимость в федеральную собственность безвозмездно, как предусматривал новый закон. Лужков пытался оспорить это положение в Конституционном суде, но отменять статью закона суд не стал. В 2006 году Москва и центр согласовали компромисс. Более 200 объектов поделили, а городу пообещали оплатить 30 млрд рублей, затраченных на реконструкцию.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..