Что будет с рынками
24.10.2023В конце недели по мировым финансовым рынкам прокатилась волна панических распродаж. Падение оказалось одним из самых значительных с 2008 года. Многие западные аналитики снова заговорили о возможности Великой депрессии, а российские финансовые власти опять не видят поводов для беспокойства. Slon.ru спросил, что думают авторитетные ученые и участники рынка о том, что ждет мировую экономику.
Андрей Шеметов, генеральный директор «Атон»: «Сегодняшнее падение американских индексов было вполне ожидаемо, и можно сказать, что сейчас – это только начало. Сложно говорить о конкретных цифрах, но есть уверенность, что падение будет продолжаться до тех пор, пока будет куда падать. С глобальной точки зрения, сегодняшний обвал рынков – вполне естественный процесс, вызванный слишком быстрым и резким восстановлением после кризиса 2008 года. За прошедшие годы так и не были устранены фундаментальные макроэкономические проблемы, ставшие причинами мирового финансового кризиса. На какое-то время они были просто завуалированы и сейчас в очередной раз всплыли наружу. В конечном итоге все это и привело к событиям сегодняшней ночи.
Я считаю, любой кризис – это своего рода путь к выздоровлению. С одной стороны, все становится плохо, с другой – обостряются и всплывают наружу все причины, по которым это происходит. И в этот момент надо не впадать в панику, а уметь вовремя делать правильные выводы, чтобы избежать повторения ситуации и подобных ошибок в следующий раз. В условиях, когда практически все ведущие макроэкономисты и крупнейшие компании ожидают страновые дефолты, говорить о том, чтобы предотвратить кризис, очень сложно. Надо понимать, что происходит. Сейчас мы видим, что проводится бесконечная эмиссия, у множества стран европейского сообщества есть очень большая задолженность, которая просто так никуда не денется, а все проблемы кризиса 2008 года так и остаются нерешенными. С точки зрения инфляции и надежности инвестиций, до сих пор остро стоят вопросы о том, где хранить свои сбережения. Ситуация на рынках остается крайне тяжелой и нестабильной. И, по правде говоря, пока не видно фундаментальных причин для того, чтобы что-то резко изменилось в положительную сторону.»
Константин Сонин, профессор РЭШ: «В 2008 году произошел мировой финансовый кризис исторических пропорций, которые случаются раз в много лет. Данный кризис стал реакцией на предыдущие 20 лет развития. Мир, во всяком случае, развитые страны, Америка и Европа еще совершенно не вышли и не оправились от последствий кризиса 2008 года, и то, что происходит сейчас, – своего рода эхо, всего лишь одно из небольших колебаний последствий глобального финансового кризиса. Пока ничто, даже падение фондовых рынков не похоже на то, что случилось в 2008 году. Тогда падение было последовательным и продолжалось на протяжении нескольких месяцев. Иногда оно было особенно сильным. Сейчас это всего лишь несколько дней обычных падений.
Нет ничего особенного и том, что с июня Standard & Poor’s потерял 20%, это не 30%, как это было в 2008 году. Сейчас основная угроза в том, что американская экономика так и не начнет восстанавливаться, как она должна была бы после кризиса 2008 года. И в этой ситуации, если говорить о том, что делать, то я считаю, сейчас американскому правительству пора принять какую-нибудь программу стимулов. Было бы весьма неплохо, если бы американский Центральный банк и Федеральная резервная система позволила повыситься инфляции. Но к сожалению, политическая ситуация в Америке такова, что, похоже, в ближайшие годы будут предприниматься только неправильные меры, как они уже предпринимаются в Англии. Надо понимать, что весь мир очень сильно взаимосвязан, и, безусловно, европейские проблемы тоже сказываются на мировых рынках. И сейчас мы столкнулись с ситуацией, что европейские правительства не справляются с последствиями собственной борьбы с кризисом.»
Евгений Гавриленков, Управляющий директор, главный экономист инвестиционной компании «Тройка Диалог», профессор ВШЭ: «Я не стал бы называть падение на мировых финансовых рынках эхом кризиса 2008 года – это его своеобразное продолжение. С одной стороны, в мировой финансовой системе довольно много денег. Последние 2,5 года, центральные банки многих стран, Федеральный резерв и крупные европейские финансовые институты довольно активно накачивали ликвидность на мировые рынки, финансируя дефициты госбюджетов, скупая проблемные активы, которые раньше были на балансах частных финансовых институтов и так далее. Это предотвратило более глубокий спад. Но теперь ни у кого нет уверенности, что продолжение такой политики приведет к устойчивому росту экономики.
Нынешнее падение – это заканчивающаяся эйфория от того, что дешевые деньги могут решить все проблемы. Сыграла свою роль и традиционная инерция – когда в Америке плохо – плохо во всем мире. Это только усилило продажи по всему миру. То, что рынки так остро отреагировали на, казалось бы, такую незначащую информацию, как снижение productional industrial index который (прогнозировали на уровне 54,3 а реально оказался на уровне 50,9) говорит о том, что надулся очередной пузырь из-за избыточной массы денег, вброшенных в экономику. И теперь рынки сдуваются.»
Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..