Подковерная приватизация ТЭК

12.12.2023

Параллельное правительство Путина направит прибыль госкомпаний мимо бюджета на скупку акций.

На первом заседании комиссии по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности президент Владимир Путин «попросил» компании топливно-энергетического комплекса (ТЭК) с госучастием «проанализировать возможность увеличения дивидендных выплат». Речь идет о сотнях миллиардов рублей, которые пойдут не в бюджет, а на скупку акций приватизируемых компаний.

Новая комиссия при президенте России была создана в середине июня, как декларировалось – «в целях координации деятельности ТЭК». Однако фактически руководит комиссией ее ответственный секретарь — глава «Роснефти» и член совета директоров «Роснефтегеза» Игорь Сечин, который в мае покинул пост первого вице-премьера по промышленности и энергетике.

«Сразу же хочу оговориться: комиссия ни в коем случае не должна и не будет подменять собой оперативную работу правительства. У правительства есть свои прерогативы, предусмотренные законом, и, безусловно, это должно соблюдаться и будет соблюдаться», — заявил Путин на первом заседании комиссии.

Но зарубежные инвесторы считают иначе. Создание этой комиссии способствует «дальнейшему усилению влияния жесткого энергетического царя – Сечина, и ослаблению контроля над энергетическим сектором нового правительства премьер-министра Дмитрия Медведева», пишет The Financial Times. По словам экспертов издания, Путин «по существу, создал двойное правительство — мини-правительство Сечина в лице «Роснефтегаза», которое, похоже, заберет у Медведева самый важный сектор».

Однако на первом заседании «мини-правительства» Путин «оговорился», что эта комиссия будет работать «при прямом участии правительства, за которым в конечном итоге будут оставаться окончательные решения по целому ряду вопросов». Дескать, она создана «для стратегической настройки всех составляющих российской энергетики, и создания условий для повышения эффективности ТЭК».

О том, зачем российскому энергетическому «базису» такая «надстройка», «СП» спросила у старшего эксперта ИЭП им. Гайдара Сергея Жаворонкова.

— То, что Путин делает подобные «оговорки по Фрейду», далеко не случайно. Суть этой комиссии, на мой взгляд, даже не в полномочиях по решению стратегических вопросов в области ТЭК. Главное в том, что с ее помощью Сечин получает возможность «доступа к телу» президента Путина на регулярной основе, а также возможность принятия коллегиальных решений с его участием. Ведь именно «доступ к телу» является важнейшим условием властных полномочий чиновников в нашей государственной системе. Когда Сечин уходил с официальной должности в правительстве по управлению ТЭК в «Роснефть», у него исчез формальный повод для регулярных встреч с Путиным. Потому что президент нефтяной компании, даже государственной, не может часто общаться с президентом страны. И именно для этого, я полагаю, была придумана эта комиссия. К тому же, должность ответственного секретаря, которую занимает Сечин, фактически является должностью руководителя комиссии. Так как все решения этой комиссии будет готовить ответственный секретарь, а не сам Путин.

«СП»: — Значит, эта комиссия по факту может стать «вторым правительством», которое возглавляет «энергетический царь» Сечин?

— Да, я согласен, что фактически можно говорить о «параллельном правительстве», которое может решать вопросы нефтегазового сектора, электроэнергетики, транспорта, и вообще чего угодно, так как все эти отрасли в России крепко взаимосвязаны. Но здесь нужно будет смотреть на то, как часто будет собираться эта комиссия. Если каждый месяц, то значит, это и есть основной центр принятия решений в экономике страны.

«СП»: — На комиссии Путин попросил госкомпании ТЭК увеличить дивидендные выплаты акционерам до 25% прибыли. Но ведь главным акционером ТЭК является государственный «Роснефтегаз», которые владеет в разной степени акциями основных компаний?

— Совершенно верно, и получается, что дивиденды от прибыли госкомпаний идут не напрямую в государственный бюджет, а поступают в некую «прокладку» в лице «Роснефтегаза». Потому что правительство владеет долями в госкомпаниях и квазигосударственных компаниях через «Роснефтегаз», на 100% принадлежащий правительству. И эта удивительная схема позволяет перераспределять дивиденды компаний ТЭК в зависимости от решения совета директоров «Роснефтегаза», который прежде возглавлял Сечин, что и делало его вторым человеком в государстве. Сейчас он вновь вошел в совет директоров «Роснефтегаза», и скоро, наверняка его снова возглавит.

«СП»: — После заседания комиссии вице-премьер правительства, курирующий ТЭК, Аркадий Дворкович, заявил что 90% прибыли «Роснефтегаза» по-прежнему будут направляться в бюджет. Однако уже есть указание Путина, что «Роснефтегаз» будет участвовать в приватизации госкомпаний ТЭК — покупать их акции на деньги из прибыли, как это все понимать?

— Я бы не стал принимать всерьез высказывания господина Дворковича, от которого, например, в прошлом году мы уже слышали сказки и про снижение социальных платежей бизнеса в бюджет, и про избрание Медведева президентом на второй срок и так далее.

«СП»: — Как вы охарактеризуете такую приватизацию из одного госкармана в другой?

— Дело в том, что для России это вовсе не новость: мы уже наблюдали приватизацию предприятий РАО «ЕЭС», когда в качестве основного покупателя больших осколков государственного энергохолдинга выступал государственный «Газпром». И я совершенно не сомневаюсь, что под руководством Сечина планируется именно такая «подковерная» приватизация, которая позволяла бы сохранить операционный контроль над компаниями ТЭК в руках государства.

«СП»: — Путин объясняет это тем, что таким образом государство может выкупить акции госкомпаний, которые сейчас стоят дешево, капитализировать их, а потом продать уже дорого частным инвесторам, в том числе и иностранным. Насколько это реально?

— Я бы на месте иностранных инвесторов не надеялся, что им могут продать значительные пакеты акций госкомпаний ТЭК. Иностранцы здесь могут привлекаться только в качестве портфельных инвесторов на небольшие пакеты акций. А это им невыгодно, потому что, например, в области электроэнергетики сохраняется госрегулирование цен, а значит, никаких перспектив роста стоимости акций или дивидендов ожидать не стоит. Поэтому даже мажоритарный частный акционер энергетической компании в России полностью зависит от государства, определяющего уровень цен на продукцию компании, и его бизнес становится убыточным. А аргумент по поводу нынешней дешевизны акций очень выгоден правительству – всегда можно сказать, давайте лет десять подождем, пока будет дороже, а потом еще раз приватизируем. Однако о дешевизне акций можно было бы говорить в начале 2009 года, в кризис, а не сейчас.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..