Отчет «Аэрофлота»: компания отчиталась, но не убедила

27.01.2024

20 декабря авиакомпания Аэрофлот выпустил пресс-релиз о финансовых результатах Группы Аэрофлот по итогам 9 месяцев уходящего года.

«По словам генерального директора ОАО «Аэрофлот», Виталия Савельева, — как написано в пресс-релизе, — высокие финансовые результаты, полученные по результатам девяти месяцев 2011, являются свидетельством достижения менеджментом поставленных на 2011 год целей по повышению эффективности деятельности Аэрофлота и его дочерних компаний».

И покатился вал в меру и не в меру хвалебных публикаций лояльных СМИ с привлечением, по всей видимости доверенных, экспертов. Правда были и осторожные публикации. Например, «РБК daily» дал подборку экспертных отзывов под такой шапкой «Аэрофлот отчитался, но не переубедил».

Всякая громкая трескотня вызывает сомнение. И невольно закрадывается вопрос: «а был ли мальчик, то есть высокие финансовые результаты как следствие эффективного менеджмента?»

Посмотрим на приведенные в пресс-релизе данные. Они составлены по международным стандартам финансовой отчетности (МСФО).

«Выручка от перевозок увеличилась на 19,6% и составила 3,266.3 млн долл. США. Увеличение выручки произошло в основном за счет увеличения объемов выполненных работ Группы.

Операционные расходы Группы составили 3,455.3 млн долл. США, что на 28,4% превышает результат аналогичного периода 2010г. Увеличение операционных расходов также обусловлено ростом объемов выполненных работ».

То есть выручка от основной деятельности компании — авиаперевозок, для чего собственно и предназначен Аэрофлот, меньше, чем операционные расходы на 189 млн долларов. Мало того, темпы роста расходов (28,4%) больше, чем темпы роста выручки (19,6%). За полугодие расходы превысили доходы на 211 млн долларов. То есть основная деятельность компании — авиаперевозки — убыточна.

Зато чистая прибыль по итогам 9 месяцев составила 383,7 млн долларов, что на 36,6% превышает результат аналогичного периода 2010года.

«Основными причинами роста чистой прибыли Группы послужило увеличение объемов работ, а также продажа в первом полугодии 2011 года долей в дочерних и зависимых обществах: ОАО «СК Москва» (100% от УК), ЗАО «ТЗК Шереметьево» (31% от УК) и ЗАО «Дейт» (50% от УК), ЗАО «Нордавиа» (100% от УК)». Согласно приведенным данным, выручка от перевозок меньше расходов. То есть рост чистой прибыли был достигнут за счет продажи дочек, в том числе и счет списания их долгов. По меньшей мере, более половины чистой прибыли — это пролетные деньги, которые Савельев назвал наркотиком. Он, кстати, всенародно клялся снять Аэрофлот с этой иглы. Но, как видим, не получилось. Савельев объявил Аэрофлот консолидатором отрасли. А свою дочку «Норд авиа» продал. Сейчас ищет покупателя и на «Саратовские авиалинии», которые достались ему от ГК «Ростехнологии». Скорее, он выступает в роли дезинтегратора.

А, все-таки, для чего трубить об увеличении чистой прибыли, если она получена не за счет основной деятельности? Это все равно, что какому-нибудь убыточному заводу по ремонту дорожной техники, открыть для своей финансовой подпитки в производственных помещениях ночной клуб.

Думается, все это делается не только, чтобы создать видимость эффективности топ-менеджеров Аэрофлота. Здесь есть, видимо, и более дальний прицел.

Месяц назад Аэрофлот сообщил, что «заместитель генерального директора компании Шамиль Курмашов стал обладателем премии «Финансовый директор 2011» в главной номинации — «Лучшая динамика финансовых результатов». На следующий год, согласно «лучшей динамики», чистая прибыль сократится почти в 10 раз. Продавать больше нечего, а расходы, как мы видели, растут.

И тут в середине декабря агентство Infox сообщает: «Как стало известно из осведомленных источников, одним из кандидатов на пост министра финансов в новом правительстве рассматривается Шамиль Курмашов, занимающий в настоящее время пост заместителя гендиректора Аэрофлота по финансам и инвестициям… Именно при нем компании удалось оптимизировать свои расходы и в 2011 году продемонстрировать рекордные финансовые показатели». Что это за рекордные показатели, можно прочесть из вышеприведенного пресс-релиза.

Главное в профессии эффективного менеджера, как и в профессии вора — это во время смыться. Лучше всего в правительство. В этом и есть, наверное, дальний прицел. Поэтому трубят фанфары и бьют в барабаны о рекордных прибылях Аэрофлота.

Любопытна и трудовая биография Курмашова. В ней явно прослеживается кефиро-молочное направление. Так он в 2001 году он служил на «Лианозовском молочном комбинате» (помните звонкую рекламу Вимм-Билль-Данн) аналитиком. Спустя некоторое время в незалежней Украине вырос до финдиректора «Киевского городского молочного завода №3». Через какое-то время оказался в АФК «Система» рядом с будущим гендиректором Аэрофлота Виталием Савельевым. По нынешним кремлевским меркам — кандидатура достойная. Занимает же пост министра обороны бывший мебельный товаровед. Почему бы не стать министром финансов бывшему аналитику кефирного дела, а ныне финдиректору Аэрофлота?

Полагаю, у Шамиля Равильевича крылья выросли от такой перспективы. Главное стать министром, и такие дела можно будет прокручивать, в том числе и через Аэрофлот!

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..