Бизнес и политика в России неотделимы

12.08.2023

Российская политика и российский бизнес: 'одно дело делаем'

Вся политика в нынешней России — это бизнес. Весь бизнес в нынешней России остро пахнет политикой. Четкого водораздела между первым и вторым не существует, и самый яркий тому пример — гигантская государственная газовая монополия под названием 'Газпром'.

Особенно наглядно эта российская особенность проявилась во вторник, когда 'Газпром' предупредил потребителей газа в странах Европейского Союза о том, что неоплата долга Украиной может заставить его начать сокращать поставки газа в эту страну — которая, к слову, выполняет функцию главного транзитного маршрута на пути российского газа в Центральную и Западную Европу. Заметим, что это заявление было сделано как раз в тот момент, когда подсчет голосов украинских избирателей начал показывать, что следующее правительство Украины будет сформировано прозападной коалицией, сменяющей у власти пророссийский режим.

— Мы не действуем от лица [российского] правительства, — заявил представитель компании. — Это чисто коммерческий вопрос, и 'Газпром' в своих действиях руководствуется коммерческими соображениями.

Однако другой представитель газового концерна признал, что на время избирательной кампании 'Газпром' воздерживался от подобных заявлений, чтобы его не обвинили во политическом вмешательстве. Еще бы: даже молчание 'Газпрома' — это тоже политика.

Если бы 'Газпром' действительно играл по справедливым правилам, считает аналитик из издания Trusted Sources Кристофер Гранвиль (Christopher Granville), то он должен был бы заявить, что Украина должна ему за поставленный газ более миллиарда долларов, не позже конца июля, когда было объявлено, что соседняя Беларусь тоже должна ему 456 миллионов долларов. Президент Беларуси Александр Лукашенко, как только это услышал, тут же расплатился. Однако в то время это могло навредить Виктору Януковичу, уже практически бывшему премьер-министру Украины — ведь до выборов оставалось всего два месяца. Вот 'Газпром' ничего и не сказал.

Как бы там ни было, даже сейчас довольно сложно понять, какую конкретно политическую задачу поставил перед собой 'Газпром', вручая в качестве подарка новому киевскому правительству столь горькую пилюлю. Если он этим чего и добьется, так только дальнейшей консолидации антимосковских сил. Учитывая, какие складываются отношения между президентом Виктором Ющенко и его бывшей соратницей по 'оранжевой революции' Юлией Тимошенко, для них это был бы большой шаг вперед.

Представим на минуту, что 'Газпром' в своей и вправду деятельности руководствуется исключительно коммерческими соображениями. Действительно, какая компания откажется от возможности выбить у должника сумму, под подсчетам 'Газпрома' доходящую до 1,3 миллиарда? Но давайте зададимся вопросом: а кто — и почему — довел ситуацию до того, что долг вырос до такой огромной цифры? Не сам ли российский поставщик, по своим долговым повадкам удивительно напоминающий 'гомбинменов' колониальной Ирландии — этаких мелких деревенских пройдох, продающих еду под грабительские проценты, и со временем долг становится возможно оплатить, только если продать землю?

'Газпром' уже не первый год старается получить контроль над трубопроводами, идущими через Беларусь и Украину в Западную Европу. У него получилось в Беларуси, где сейчас ему принадлежит 50 процентов газотранспортной компании, но не получилось на Украине. Может быть, именно поэтому он предпочитает выжидать, пока у нее не набежит побольше долга?

Формально газопроводом владеет государственная газораспределительная компания 'Нафтогаз Украины', испытывающая сейчас финансовые трудности и задолжавшая своему поставщику, 'Укргазэнерго'. 'Укргазэнерго', в свою очередь, должна RosUkrEnergo, а уже та должна 'Газпрому'. 'Нафтогаз' обеспечивает топливом муниципальные учреждения и жилые районы, которые сами практически банкроты, а также частные дома, от которых ожидать стабильной оплаты по счетам тоже не приходится. Тем не менее, в феврале украинский парламент принял закон, запрещающий продавать газопровод иностранному покупателю. Сделано это было специально, чтобы он не достался 'Газпрому'.

— Они хотят газопровод, но знают, что не получат его, — утверждает Джонатан Стерн (Jonathan Stern) из Оксфордского энергетического института (Oxford Institute of Energy Studies)

Но не исключено, что 'Газпром', зная это, положил глаз на другие украинские активы.

По мнению профессора Стерна, ни один серьезный шаг 'Газпром' не сделает 'если в Кремле не скажут 'о'кей''. С другой стороны он и западноевропейцев упрекает в том, что они уж чересчур подозрительно относятся к компании.

— Когда кто-то приходит забирать долг — это вопрос бизнеса, — говорит он.

Вчера начали говорить о том, что достигнуто некое соглашение — по крайней мере, ответственность за обслуживание долга украинское правительство вроде бы берет на себя. Однако важно не это — дьявол, как известно, всегда в деталях. Цель 'Газпром', конечно, ставит перед собой чисто коммерческую — еще немножко укрепить свое влияние на украинскую экономику. Но результат, которого он этим добьется — в первую очередь политический. Читайте мелкий шрифт, господа.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..