В Европе растет борьба с немецкой антикризисной моделью

01.11.2023

Политика жесткой экономии в Европе достигла своего предела. Об этом заявил президент Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу. По его словам, одно лишь сокращение расходов не позволит победить кризис на континенте. Незадолго до Баррозу с аналогичными тезисами выступила директор МВФ Кристин Лагард. У Берлина – главного защитника политики жесткой экономии и сокращения расходов – остается все меньше сторонников.

Еще совсем недавно Брюссель, а именно там находится штаб Еврокомиссии, поддерживал Ангелу Меркель и ее министра финансов Вольфганга Шойбле, которые уже не первый год навязывают еврозоне «экономный» выход из долгового кризиса. Однако теперь Еврокомиссия призывает к отходу от жесткой экономии, а сам Баррозу намекает, что штрафные санкции к тем государствам, которые не могут сократить дефициты своих бюджетов до требуемых 3% от ВВП, применяться не будут.

Баррозу считает, что бушующие сейчас в Европе споры о том, что лучше: жесткая экономия или наращивание расходов, бессмысленны, так как истина посередине. Наиболее эффективной в борьбе с кризисом политикой является комбинация из сокращения расходов и одновременно их увеличения. «И в социальном, и в политическом смысле политика, подразумевающая только экономию, конечно, неэффективна, – заявил президент Еврокомиссии. – Мы не все сделали правильно… Политика жесткой экономии достигла предела, потому что потеряла как политическую, так и социальную поддержку».

К подобному выводу Жозе Мануэль Баррозу пришел, проанализировав экономическую политику Великобритании, лишенную на прошлой неделе агентством Fitch наивысшего кредитного рейтинга. Директор МВФ Кристин Лагард по этому поводу заявила, что слабые результаты британской экономики не оставляют ей иного выхода, кроме как обратиться к главному британскому финансисту Джорджу Осборну с настоятельной просьбой пересмотреть принятую правительством Дэвида Кэмерона политику жесткой экономии.

Слова Баррозу стали крайне редким признанием Брюсселем ошибочности или как минимум потери эффективности политики экономии и урезания расходов, которую ЕС проводит под нажимом ФРГ последние три года. Президент Еврокомиссии также добавил, что не видит смысла в дальнейшем накапливании долгов для роста экономики еврозоны. «Рост, который базируется на долге, является искусственным, – заявил он. – Это главный урок кризиса». Конечно, Жозе Мануэль Баррозу и Кристин Лагард не единственные критики немецкой модели борьбы с кризисом. К ослаблению политики жесткой экономии призвал в интервью Financial Times и Билл Гросс, менеджер крупнейшего инвестиционного фонда планеты Pimco. «Великобритания и почти вся Европа ошибочно считают, что экономия дает реальный рост. Это не так. Необходимо тратить деньги», – заявил он.

О том, что политика жесткой экономии и урезания расходов дает все меньше результатов, свидетельствует и статистика за прошлый год. Согласно данным Eurostat, суммарный дефицит всех членов еврозоны снизился с 391 млрд. евро в 2011 году до 353 млрд. в 2012 году. Однако произошло это только благодаря показателям Германии. Кроме того, несмотря на снижение дефицита бюджетов стран еврозоны, их долг вместе с тем вырос с 87,3% от ВВП до 90,6%.

Как относится к критике Берлин? В правительстве ФРГ без борьбы, похоже, сдаваться не собираются. Ангела Меркель, которой через четыре месяца предстоят парламентские выборы, считает, что необходимо еще больше затягивать гайки. Она уверена, что ради выхода из кризиса еврозоне придется пожертвовать частью суверенитета в области экономической политики.

Судя по событиям последних дней, в мае в Европе назревает серьезная дискуссия европейских лидеров по поводу экономической и финансовой политики еврозоны. Брюссель, похоже, может в ней занять сторону Парижа, который сейчас открыто выступает против своего недавнего (до прихода Франсуа Олланда) союзника – Берлина. Признаки охлаждения между двумя главными экономиками Европы скрыть уже нельзя. Совсем недавно объявлялось, что Германия и Франция выступят в мае перед июньским саммитом ЕС с совместным проектом по экономической и фискальной политике, но сейчас президент Олланд явно не хочет этого делать. У политологов создается впечатление, что он решил подождать как минимум до сентября и уже с учетом результатов немецких выборов решать, как дальше выстраивать франко-немецкие отношения.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..