Сколько стоит воздух?

02.10.2023

Гудвил или аттракцион неслыханной щедрости.

На дворе экономический кризис и каждая бюджетная копейка, по идее, должна быть на счету. Теоретически. Наша же государственная казна по-прежнему напоминает огромный склад, где на главном входе дотошная и суровая охрана силится не пропустить и малую кроху, а в это время из дырок в заборе, неприметных калиток и задних ворот утекают реки всевозможного добра.

Вот, например… Необходимость покупки, поглощения той или иной структуры отнюдь не всегда представляется однозначной. Между тем топ-менеджмент компании-покупателя располагает вполне законными основаниями, чтобы «озолотить» владельцев приобретаемого ООО, рассчитывая на взаимность. Основание это носит романтическое именование «гудвил», то бишь, «добрая воля» в переводе, или «деловая репутация», если искать аналог в российском хозяйственном праве. Уместно вспомнить и хорошо знакомое нам, потребителям, выражение «переплатить за бренд».

Несмотря на то, что гудвил практикуется в рыночных отношениях не одну сотню лет, экономисты и юристы до сих пор спорят о трактовке данного понятия, сходясь на том, что общепринятого определения термина не существует. Подобные затруднения объяснимы: под гудвилом подразумеваются нематериальные активы, не имеющие справедливой стоимости – к ним, в частности, относятся ниша, занимаемая на рынке, узнаваемость торговой марки, квалификация персонала, выстроенная логистика и прочие факторы, которые, тем не менее, непосредственно влияют на прибыльность компании и ее продажную цену.

Иначе говоря, гудвил – сумма, которую покупатель готов переплатить сверх стоимости нетто-активов предприятия. Вопрос в обоснованности переплаты. Понятно, что корпоративные аналитики и «независимые» консультанты без особого труда составят пухлую брошюру, заполненную графиками, формулами и диаграммами, объясняющую любое принятое решение, но столь же очевидно, что эти выкладки не стоят бумаги, на которой они изложены, поскольку опираются на прогнозируемый эффект, который легко сводится к нулю жизненными реалиями.

Обратимся к практике. В 2013 году НК «Роснефть» приобрела 100% долю в ООО «Базовый авиатопливный оператор» и ООО «Генерал Авиа», которые занимаются реализацией авиационного топлива в аэропортах Краснодарского края и Абакана. Стоимость приобретения составила 6 млрд рублей, из которых 5 миллиардов пришлось на гудвил. Как отмечается в консолидированной финансовой отчетности госкорпорации, столь щедрая прибавка «относится к ожидаемому эффекту от увеличения сбыта авиатоплива по прямым договорам с авиакомпаниями на внутреннем рынке».

Что ж, это действительно стоит денег. Но каких? Когда в структуре цены 83% (!) приходится на «ожидания», на такую сделку недобро покосится носитель самых розовых в мире очков. В конце-то концов, это же не S.A.R.L. Pierre Cardin или Paramount Pictures Corp. или подобные им брендовые структуры, где материальные активы играют второстепенную роль.

И чем такой бизнес отличается, скажем, от тотализатора, который можно рассматривать как своеобразное инвестирование в «ожидания».

А завсегдатай ипподрома почище любого аналитика самым аргументированным образом объяснит, зачем нужно ставить на ту или иную лошадку. Правда, здесь придется рисковать личными деньгами, а не казенными.

Вероятно, именно азартный размашистый подход к приобретениям привел к тому, что в консолидированном балансе НК «Роснефть» на 31.12.2014 гудвил составил 215 млрд рублей. Для сравнения: в такой немаленькой организации как ОАО «Газпром» этот показатель за аналогичный период вдвое меньше – 104,2 миллиарда.

В этом свете странно выглядят претензии Следственного комитета к фонду «Сколково» нанявшего в качестве лектора депутата И. Пономарева, и к «Роснано», заключившего договор с фирмой Л. Меламеда. «За что платят такие деньги?!», — гневно вопрошали правоохранители. Странные люди – это же самый заурядный гудвил. И это не «деньги», дорогие стражи народного добра, а сущие копейки в сравнении с суммами, которые отечественные госструктуры выбрасывают на «ожидания», и к чему отечественная Фемида почему-то не проявляет никакого интереса.

На фоне коллег по государственному бизнесу достижения корпорации «Российские железные дороги» выглядят по-сиротски – всего 18 миллиардов рублей гудвила за минувший год. Но применительно к ОАО «РЖД» стоит особо отметить одну сделку 2012 года. В отчетности монополии за этот период нет позиции «гудвил», однако «добрая воля» руководства РЖД здесь что называется, лезет изо всех щелей. Речь идет о приобретении 75% акций французской логистической компании Gefco. Это некогда дочернее предприятие автоконцерна PSA Peugeot Citroen, который решил избавиться от непрофильного актива, дабы выправить тяжелое финансовое положение. Когда среди прочих претендентов объявился РЖД, эксперты высказывали сомнения относительно целесообразности такого приобретения для российской компании, ведь у французов «за душой» помимо нескольких объектов на территории Франции ничего не было.

Но самое интересное – стоимость сделки. По оценке гендиректора агентства InfraNews Алексея Безбородова, максимальная стоимость 75% Gefco составляла 513 млн евро, источник газеты «Коммерсант» определил высшую планку в 580 миллионов евро. «РЖД» выложила за актив 800 миллионов евро.

Величину «премиальных» можете прикинуть сами. А так как монополия профинансировала приобретение из заемных средств, то Gefco с учетом процентов обошлась корпорации в сумму, сопоставимую с параметрами российско-французской мегасделки по покупке вертолетоносцев «Мистраль».

В начале текущего года В. Якунин, сообщая о результатах покупки Gefco, отметил, что по итогам года ожидается доход в 74 млн евро, а в 2030-м «синергетический эффект» принесет 3,75 миллиарда континентальной валюты. Весьма своеобразный подход: подводить итоги с помощью прогнозов. Если же спустится с небес на грешную землю, то выяснится, что в 2014 году чистый убыток Gefco перевалил за миллиард рублей. Впрочем, даже с учетом самых оптимистичных выкладок железнодорожникам придется отбивать покупку Gefco не одно десятилетие.

Но это еще не все. По информации директора Gefco по стратегии и финансам Филиппа Коссэ, после завершения сделки дебиторская задолженность французской компании составляла 101 млн евро. Судя по консолидированной финансовой отчетности РЖД на 31.12.2014 – то есть за 2,5 года — этот показатель вырос в семь с лишним раз – до 740 млн евро. Причем, почти половина «дебиторки» (356,4 млн евро) приходится на бывших владельцев актива — PSA Peugeot Citroen.

Оказывается, при покупке 75% акций Gefco РЖД и автомобилестроители заключили пятилетний контракт, благодаря чему PSA остался основным потребителем услуг логистического оператора.

Вот французы и потребляют. Но не платят. Или почти не платят. «Аппетит приходит во время еды» — французское изречение. Сначала господа из PSA сверхвыгодно сбыли с рук непрофильный актив, а теперь бесплатно пользуются уже проданной «дочкой».

Кстати, купленная на российские деньги компания не сменила регистрацию и перечисляет налоги во французскую казну. Такой вот гудвил, или уже даже «веригудвил» по-русски: бессмысленный и беспощадный.

Есть еще одно важное обстоятельство. Согласно международным стандартам финансовой отчетности гудвил подлежит переоценке, а скорее уценке, поскольку изменения неизменно происходят со знаком минус – бухгалтерии решительно нечем подтвердить «ожидания» аналитиков. Эдакая плановая «усушка-утруска». Получается, что гудвил — балансовый аналог биржевого пузыря, который, как известно, рано или поздно лопается. Первоначально гудвил отражается на росте прибыли, а после переоценки оборачивается убытком.

С данной проблемой уже столкнулись наши «партнеры». Так корпорация Time Warner заявила о списании 54 млрд. долларов из-за ошибочной оценки стоимости гудвила, которая в свою очередь строилась на завышенных прогнозах при слиянии медиа-холдинга с интернет-оператором AOL. У других «добровольцев» ситуация ненамного лучше.

Специалисты подсчитали, что в результате переоценки гудвила в ближайшее время более 100 млрд долларов в стоимости активов американских компаний просто испарится.

Наши структуры уверенным шагом идут по той же кривой дорожке. Например, ОАО «ВТБ» зафиксировало убыток в размере 5,7 млрд рублей от обесценения гудвила, который образовался в результате приобретения ЗАО «Управляющая компания «Динамо». Объяснения – проблемы на девелоперском рынке. «Ожидания», как водится, не оправдались. Отметим, что гудвил ОАО «ВТБ» в прошлом году составил 120,4 млрд рублей. Очевидно, что это величина потенциального убытка. Или ущерба, ведь речь идет о государственной структуре.

Какова же острота проблемы в национальном масштабе? Гудвил только упомянутых нами четырех госкомпаний приближается к полутриллиону рублей, что, на минуточку, равняется 3% доходов федерального бюджета на текущий год. Не слишком ли жирно по нынешним тяжелым временам, господа! Особенно с учетом того, что в наших реалиях от означенного гудвила явственно тянет нехорошим душком тривиального отката.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..