Успеть до солнца: в Эвенск загружают провизию на полгода
22.05.2024На Колыме спешно завозят топливо и продукты в отдаленный Северо-Эвенский район. Уже в апреле так называемый зимник (временная трасса) растает, а постоянной дороги в Эвенск не существует.
На Колыме завершается завоз топлива и грузов в отдаленный и труднодоступный Северо-Эвенский район. Необходимо успеть завезти как можно больше, уже в апреле дороги там не будет. Несмотря на 50-градусные морозы, дорожникам удается поддерживать так называемый зимник — временную трассу, существующую только в холодное время года.
Зимник соединяет крупнейший в регионе горно-обогатительный комбинат «Кубака», поселок Эвенск и оленеводческие стойбища с большой землей. Постоянной дороги там не существует. Каждый год трассу прокладывают заново. Продукты, лекарства, топливо — в оленеводческом стойбище сегодня принимают очередную партию грузов. Так создается запас самого необходимого для жизни нескольких десятков семей на ближайшие полгода.
В Северо-Эвенский район стараются завезти как можно больше товаров, пока существует единственная для этой местности возможность — работает зимник Омсукчан-Кубака. Уже через пару недель дорогу размоют талые воды. Оленеводы встречают водителей как гостей, расспрашивают о новостях и рассказывают свои.
«Сегодня напали волки, трех оленей задавили, — рассказывает Александр Мантыков. — А что мы сделаем?»
«Летом здесь — тундра, глубокие реки и болота, добавляет Игорь Донцов, предприниматель. — Эту дорогу каждый год создают заново. Зимник держится примерно полгода. Добраться по нему из соседнего районного центра до поселка Эвенск сейчас можно за 8 часов».
Для жителей Эвенска — это очень важная дорога. Отсюда идет все снабжение, питание, движение людей, насколько это возможно. Хотя крюк, конечно, большой, самолетом ближе и быстрее. Но продукты позволяют по этой дороге значительно удешевить для районного центра, чем то, что перевозится самолетом.
Поддерживать дорогу на Эвенск — целое искусство, говорят дорожники. К примеру, перевал на 215-м километре известен своими непрекращающимися ветрами, поэтому полотно здесь — сто метров в ширину. Дорожники перестраховываются и раскатывают его по максимуму.
«По тундре там дует сильно, и переметы получаются, сильно большие переметы, — рассказывает Владимир Никитин — бригадир дорожного участка зимника Омсукчан — «Кубака». — Вот и приходится раздувать ее на 100 метров — на 150″.
В этом году погода несколько раз испытывала дорожных рабочих: аномальное тепло осенью мешало быстро раскатать полотно. Следом ударили 50-градусные морозы — такие дорожная техника выдерживает не всегда. Но и в таких условиях дорогу длиной около 300 километров смогли запустить.
«Чтобы качество зимника было намного лучше, засыпаем его грунтом, потом заливаем все это водой, — поясняет начальник зимника Омсукчан — «Кубака» Дмитрий Виданов. — Тогда у нас добавляется снег, снег уплотняется на этом, скажем так, жестком покрытии, и получается очень хорошее покрытие полотна».
Зимник Омсукчан — «Кубака» обслуживают 6 опорных дорожных пунктов. Их называют дистанциями. Четыре постоянно меняют свое расположение, перемещаясь между двумя стационарными базами. В их распоряжении — 16 бульдозеров, а также грейдеры и погрузчики.
Главная задача — вовремя устранять переметы и наледи. В таком режиме дорожники будут работать здесь до середины апреля. А затем природа возьмет свое, и в отдаленный Северо-Эвенский район можно будет добраться только на самолете.
Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..