Торги за армянскую «дочку»

30.10.2024

Ходят слухи, что итоги проверки «Электросетей Армении» станут поводом сменить их владельца.

Кризис в Армении поставлен на паузу. В субботу президент Армении Серж Саргсян выступил с инициативой провести аудит, цель которого – установить обоснованность повышения тарифа. Причем на время проверки правительство обещает взять на себя всю тяжесть повышения тарифа.

«Безусловно, мы не коснемся текущих программ или социальных расходов, мы найдем другие суммы из средств, предусмотренных на дальнейшее укрепление безопасности», — подчеркнул Саргсян.

Не все митингующие согласились с таким решением. Многие выражают недоверие, полагая, что власть пытается выиграть время. Есть и такие, кто против, чтобы власти компенсировали убытки «Электрических сетей» Армении, имеющих внушительные долги, из бюджета страны.

Однако на данном этапе, надо признать, это хорошее компромиссное решение. По крайней мере, оно позволяет снизить накал страстей в центре Еревана.

Но среди журналистов и экспертов стали распространяться слухи, что проведение аудита преследует иные цели. Бытует версия, что по итогам проверки нарушения все же будут найдены, и это станет хорошим поводом сменить владельца ЭСА (на сегодняшний день компания являются «дочкой» российской компании ИНТЕР РАО).

На девятый день протестов в СМИ просочились слухи о переговорах с Самвелом Карапетном и другими бизнесменами армянского происхождения на предмет покупки ЭСА. В частности, газета «Коммерсант», ссылаясь на свои источники, выдвинула такую гипотезу.

Но уже через несколько часов в прессе появилось опровержение. «Интер РАО опровергает информацию об участии компании в переговорах и о подготовке сделки по продаже подконтрольных ей «Электрических сетей Армении» (ЭСА)», – передал, к примеру, «Интерфакс».

Насколько реалистичен план перепродажи «дочки» «Электросети Армении», есть ли альтернатива такой схеме, способен ли новый владелец ЭСА снизить тарифы на электроэнергию и кто может возглавить Армению в 2018 году – в интервью КАВПОЛИТу своим мнением поделился специалист по информационной безопасности Тигран Кочарян.

– Есть версия, что под предлогом аудита будет осуществлена перепродажа «Электросети Армении», но последовало опровержение. Какая версия более правдива?

– Скорее всего, первая версия – что так или иначе Интер РАО продаст ЭСА, но учитывая, что Россия не откажется от энергетического влияния, ЭСА будут перепроданы другой российской структуре.

Что касается варианта с компанией «Таршир» и Самвелом Карапетяном, то в принципе – это приемлемый для России и Армении вариант, потому что он бизнесмен и будет вести дела с точки зрения бизнеса, а не по принципу «приехать покалымить в Армении». Т.е. можно будет ожидать эффективного менеджмента. И, кроме того, поскольку капитал Карапетяна находится в России, так или иначе, но он будет зависим от политики российского руководства.

– Можно ли говорить, что заявление Интер РАО – это попытка компании отстоять свое право на сохранение той ситуации, которая есть?

– В принципе да, потому что для Интер РАО обладать 100% «Элекстросетей Армении» – это неплохой прибыльный кусок, терять который не хочется. Но в свете последних событий, мне кажется, что Интер РАО либо пытается показать зубы, либо увеличивает свою предпродажную цену.

– А для чего Интер РАО биться за «Электросети Армении»? Ведь у «дочки» долгов на 250 млн долларов…

– Если посмотреть на их финансовые документы, то, скорее всего, у них кредитов на 250 млн долларов. Но если рассуждать логично, то зачем Интер РАО хочет оставить у себя абсолютно неприбыльную компанию, если она опровергает эти заявления?

Скорее всего, мне кажется, идет обыкновенный торг между двумя сторонами. «Покупатель» старается взять по более дешевой цене, а нынешний собственник пытается урвать побольше при продаже.

– Этот торг контролируется президентами двух стран – Путиным и Саргсяном? Или этот процесс вне политики сейчас?

– Насколько я понимаю, торг контролируется, особенно учитывая последние встречи в рамках межгосударственных комиссий между президентом Армении и министром транспорта РФ. Было много вопросов обговорено, и много решений было найдено.

И осторожность Сержа Саргсяна в политике, экономике, его заявление, что в будущем, если итоги аудита покажут, что были какие-то нарушения, компания «Армянские электросети» будет выставлена на продажу – всё это говорит о том, что по крайней мере, договоренность даже по возможной продаже или не продаже уже есть. Потому что Серж Саргсян – один из тех осторожных политиков, кто слова на ветер не бросает.

– Есть ли альтернатива перепродажи компании «Электросети Армении»?

– Другой вариант – это национализация, но, скорее всего, этот вариант обе стороны не устроит. Проще все же продать другой стороне и контролировать, чем самому влезать во все это.

Конечно, национализация вещь хорошая, но на данный момент она невыгодна армянской стороне. В нашем бюджете нет таких денег, чтобы национализировать эту компанию, перекупить ее.

Другой вариант – это продажа какой-нибудь западной компании, но я думаю, что ни армянская сторона, ни российская не согласятся на это.

– То есть не может получиться, что по итогам аудита найдутся нарушения, но перепродажа будет не российской компании, а все-таки западной?

– Нет, такого варианта не может быть, учитывая армяно-российские отношения и важность для Москвы сохранить свое влияние на энергетику Армении.

Просто поскольку Интер РАО ЭС показал себя плохим менеджером, скорее всего, и российской стороне, и армянской стороне будет выгоднее поменять собственника. Но это будет другая российская бизнес-структура или аффилированная с армянами по происхождению, но сделки с западными компаниями не будет.

– Хорошо, допустим, произошла перепродажа, и у «Электросетейи Армении» новый владелец. Он сможет снизить тарифы на электроэнергию?

– По крайней мере, в будущем они не будут повышать цены. Я не знаю, какие договоренности были конкретно по цене. Но судя по тому, что президент говорил (для него очевидно, что цена должна увеличиться), мне кажется, нынешнее увеличение тарифа сохранится, но в будущем, возможно снижение тарифа, если компания будет работать эффективно – а она должна работать эффективно, если она перейдет к бизнес-стратегии.

Ну или по крайней мере тариф больше не будет расти. От очередной головной боли правительство Армении уже избавится.

– По сути, Саргсян скажет людям: «Примите это повышение, но оно последнее». Правильно?

– Думаю, все идет к этому. Предполагаю, результат аудита покажет, что проблемы есть, и их нужно решать путем повышения цен. Но, по крайней мере, если вместе с повышением будет осуществлена передача собственности, у народа Армении появится надежда, что новый собственник будет вести иную политику, нежели его предшественник.

Новый собственник будет хорошо понимать, что в случае аналогичного стиля работы он так же потеряет бизнес, и есть шанс, что он будет работать намного лучше.

По крайней мере, у народа Армении может появиться ощущение, что он платит из своего кармана не на дорогие автомашины и не на зарплату менеджеров, а платит за то, чтобы у него была качественная электроэнергия в доме.

– Но что получается: люди вышли с протестом, потому что нынешнее повышение им уже не по карману. И если Саргсян предложит его принять, но с условием, что больше дорожать электроэнергия не будет, разве люди согласятся?

– Не только не по карману. Нынешнее возмущение людей было вызвано еще и тем, что они платят из своего кармана на причуды каких-то богатеев.

Если международный аудит четко покажет, в чем суть дела, и если ни у кого не будет претензий по этому вопросу (то есть народ действительно убедится, что надо повышать цену), то доверие может быть восстановлено.

Основная проблема властей в Армении – это недоверие населения, которое даже перестало верить, что это подорожание вынужденное и должно быть.

– Допустим, «Электросети Армении» будут перепроданы Карапетяну. Саргсян может начать воспринимать нового владельца как потенциального политического конкурента?

– Нет, потому что Серж Саргсян за годы своего правления выстроил определенную схему поведения с олигархами, и те, которые вписались в эту схему, они спокойно продолжают работать.

На примере же Царукяна было ясно показано, что может произойти с теми олигархами, которые выходят из этой схемы или нарушают правила игры. И поэтому я не думаю, что Самвел Карапетян с приобретением «Электросетей» попытается приобрести также политический вес в Армении.

– Самвел, может, и не попытается, но у него есть брат Карен, который настроен на политическую карьеру, и он будет находиться под протекцией брата в случае, если Самвел купит ЭСА.

– Карен Карапетян – он хочет, это правда… И он был в политике: руководил администрацией президента… Но, скорее всего, по Карену Карапетяну будут какие-то договоренности. Какие, я еще не знаю, но не думаю, что это как-то повлияет на политическую ситуацию в республике.

Все так или иначе знают отношения между президентом Саргсяном и Самвелом Карапетяном, да и вопрос Карена Карапетяна в политической повестке всегда был. То есть от этого ничего не изменится.

– Насколько я понимаю, Саргсян не планирует сидеть в президентском кресле долгие годы? В 2018 году в Армении президентские выборы. Может ли статься так, что эта конфигурация с участием братьев Карапетян будет решающей в ходе президентской гонки, и новым главой республики станет Карен Карапетян?

– Нет, потому что если пройдут конституционные реформы в Армении, тогда структура немного изменится, и президент по большому счету превратится как бы в условную фигуру, так называемую «английскую королеву». Т.е. решать все равно будет руководитель победившей фракции, потому как у нас уже будет парламентская республика.

Власть в стране будет принадлежать той партии, которая выиграет на выборах. И мы в принципе догадываемся, какая партия это будет.

Не думаю, что в 2018 году Карен Карапетян пойдет на выборы, так как наиболее высокие шансы стать президентом из когорты армянской власти у Сейрана Оганяна.

– Как скоро будет закончен аудит, все-таки полгода ждем или возможно раньше все это будет озвучено?

– Было сказано от 3 до 6 месяцев. Конечно, армянское правительство заинтересовано в том, чтобы проверка закончилась раньше.

Но я повторюсь: может встать вопрос о недоверии со стороны населения, а кроме того, планируется референдум по конституционным реформам – тут и правительство, и президент обязаны сделать максимально прозрачно, максимально четко, чтобы ни у кого из этих людей, которые принимают решения, не возникло сомнений в стерильности проверки.

Иначе дефицит недоверия к «Электросетям» переметнется на конституционную реформу, что совершенно невыгодно президенту и правящей партии.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..