Российские «рекламщики» попытаются больше не обманывать?

11.09.2023

Разработан Кодекс практики рекламы и маркетинговых коммуникаций, который дополняет положения действующего законодательства о рекламе и подробно объясняет, что этично, а что нет.

Например, в нем прописано, что маркетинговая коммуникация (реклама, продвижение товара, стимулирование сбыта) не должна содержать информации, которая прямо или косвенно может ввести потребителя в заблуждение. Кодекс запрещает использовать в рекламе информацию, нарушающую принципы морали и нравственности.

Есть и раздел, регулирующий рекламу, ориентированную на несовершеннолетних: запрещено подрывать авторитет родителей и внушать подросткам, что использование этого товара даст им преимущество перед другими.

И хотя документ не является обязательным для исполнения всеми участниками рекламного рынка, его уже подписали 20 организаций рекламной и медийной индустрии.

Будет ли эффективен такой документ? Мнения разделились, ведь при принятии и подписании различных этических кодексов стоит учитывать особенности рынка.

«Почти любой рекламный материал — это работа двух сторон: рекламного агентства и заказчика. Заказчик почти всегда тем или иным способом принимает участие в разработке рекламы, и мы (рекламные агентства – прим. ред.) в большинстве случаев люди подневольные. Да и сами рекламисты не всегда большие эксперты в том продукте, который рекламируют, и могут не знать про те или иные вещи. Хотя всегда объясняют про этическую сторону рекламы. Но, к сожалению, в большинстве случаев мы не всегда влияем на то, что конкретно будет сказано в рекламе», — пояснил AIF.RU генеральный директор рекламного агентства «Маньяко» Кирилл Готовцев.

В adme.ru, уверены, что эта инициатива хороша, но сработать так, как нужно, она могла бы только в утопическом мире, где все клиенты правдивы и ответственны, а рекламисты «не изворотливы в надежде сохранить зарплаты и агентство».

«И у тех, и у других первостепенные задачи — заработать денег и сохранить себе работу. И далеко не все руководствуются при достижении этих задач еще и этическими соображениями. К тому же, как четко определить эту самую этичность? Например, активно продается шампунь «с бриллиантовыми микрочастицами» — это очевидная, бьющая по глазам маркетинговая уловка, вводящая в заблуждение покупателей. Но формально все соблюдено, и на огромный чан этого шампуня идет, может быть, щепотка алмазной пыли, которая позволяет утверждать чудовищную ерунду о бриллиантовом сиянии волос благодаря этой самой пыли. И самое главное — кодекс не является законом, то есть исполнять его не обязательно», — считает Ксения Лукичева, редактор сайта о рекламе adme.ru.

В ФАС одобрили принятие такого кодекса, там уверены, что уже необходимо формировать отраслевую саморегулируемую организацию (СРО), которая будет решать этические проблемы в рекламной отрасли, и сможет закрыть доступ на рынок недобросовестным рекламистам.

По данным ведомства, растет количество штрафов, наложенных на рекламистов: в 2011 году было вынесено более 4,6 тысячи постановлений за нарушение законодательства о рекламе на сумму 165,5 миллиона рублей.

Из них 12,5% нарушений связаны с распространением рекламы финансовых услуг, 9,4% — с нарушениями при рекламе алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, а также табака и табачных изделий. 9,2% — нарушения в рекламе лекарственных средств и медицинских услуг.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..