Какие дороги нам особенно дороги

27.04.2023

Два километра Рублевки на подъезде к госдачам стоят как 250 километров обычных подмосковных дорог.

Неполные два километра автомобильной дороги в Подмосковье обойдутся Федеральному дорожному фонду в более чем 3,17 миллиарда рублей. Это неслыханно даже на фоне неисправимой привычки наших чиновников к инвестициям бюджетных денег в собственный комфорт. Для сравнения: один километр олимпийской дороги в Красную Поляну стоил 4,7 миллиарда рублей, но это была действительно сложнейшая в технологическом отношении трасса.

А здесь — не строительство даже, а реконструкция обычной двухполосной дороги в Подмосковье. Но это участок Рублево-Успенского шоссе, который ведет к госдачам. Сакральный статус заставляет не считаться с затратами.

Тендер, объявленный Росавтодором, уже наделал много шума и стал объектом расследования Фонда по борьбе с коррупцией Алексея Навального. Понятно, что отменить или даже существенно удешевить элитную стройку не получится. Но полезно сравнить эту сумму с размером ассигнований на остальные дороги, которые планируется построить в Московской области, расположенной, как известно, по периметру Рублевки и на границе с Москвой.

Так вот, зампред правительства региона Петр Иванов с гордостью заявил, что в 2014 году в Подмосковье будет отремонтировано и реконструировано около 2000 километров дорог, и на эти цели из бюджетов разных уровней будет выделено 11,3 миллиарда рублей. Получается по 5,65 миллиона рублей за километр. Не будем даже считать, во сколько этот тариф ниже «рублевского», отметим только, что, если бы дорога к госдачам стоила хотя бы вдвое дешевле, это позволило бы отремонтировать 256 километров дорог для обычных граждан.

Пока же подмосковное правительство думает, как бы эффективнее размазать 11,3 миллиарда рублей по дорожному полотну региона. «Прошу Главное управление дорожного хозяйства разработать и направить в муниципальные образования типовые контракты по ремонту дорог. В них необходимо определить требования к подрядчикам по качеству работ и гарантийным обязательствам», — требовал от подчиненных Петр Иванов.

Надо сказать, что эффективность использования дорожных фондов в Подмосковье уже вызывала сомнение не только экспертов, но и аудиторов Счетной палаты. Как сообщало ведомство, проводившее ревизию за период 2011—2013 годов, «увеличение субсидий на дорожное строительство в Московской области с 21,3 млрд до 44,1 млрд рублей не привело к росту эффективности их использования. Из перечисленных в 2011—2013 гг. Московской области субсидий на софинансирование строительства автодорог по состоянию на 1 января 2014 года не использовано 27,6 млрд руб. — то есть более 60%». Так что дело не столько в скудости подмосковного бюджета, сколько в управленческих качествах руководства региона.

Вспомним, например, скандальное увольнение министра ЖКХ Павла Жданова, который был назначен ответственным за накопленный долг в 8 миллиардов рублей, из-за которого «Газпром межрегионгаз Москва» обещал устроить за МКАД маленькую Украину. Ситуация, безусловно, критическая, и министр несет персональную ответственность, но, прямо скажем, газовые долги были накоплены не за один день. А это значит, что громкая отставка носила какой-то специальный характер, к примеру, предвыборный.

И действительно, в сентябре область ожидают выборы сразу 400 глав поселений, районов и округов. Решить накопившиеся проблемы что в сфере ЖКХ, что в том же дорожном хозяйстве за это время, конечно, не получится. А вот взбодрить электорат жесткими и яркими кадровыми решениями вполне возможно.

С этой точки зрения вице-премьеру областного правительства Петру Иванову не позавидуешь. Мало того что лето — это дачный сезон, а значит, дороги становятся объектом повышенного внимания, в силу их невысокого качества — объектом народной ненависти. А тут еще казус с двумя рублевскими километрами. Как объяснить людям, почему область не может найти денег для граждан, в то время как на обслуживание интересов чиновников уходят миллиарды?

Справедливый, по сути, тезис, что это деньги федеральные, в предвыборной ситуации не работает. Да и высокопоставленный чиновник областного правительства, в отличие от Алексея Навального, не может активно критиковать федеральные власти. Тупиковая получается ситуация.

А вот у губернатора Воробьева пространство для маневра есть. Ведь иногда вместо решения проблемы достаточно принести ритуальную жертву. Ни денег, ни дорог от этого не прибавится — в отличие от галочек в бюллетенях. Тем более что, по данным источника «Новой газеты», ситуацией с подмосковными дорогами накануне дачного сезона и следующих за ним выборов недовольны и в администрации президента.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..