России грозит перепроизводство газа

21.01.2024

В ближайшие 5-7 лет в РФ будет перепроизводство и профицит газа, подсчитали аналитики банка UBS, выпустившие отчет Russian Gas.

Проанализировав планы добычи «Газпрома» и других компаний в этот период, UBS делает вывод, что они легко закроют и внутренний спрос и экспортные обязательства России, учитывая, что конкурентоспособность российского газа в Европе снижается из-за высоких цен. В дополнение к этому на российском рынке все активнее действует небольшое число альтернативных газодобывающих компаний, которые превращают монопольную систему в олигополию и еще больше увеличат переизбыток углеводородов. На классическом рынке превышение предложения над спросом приводит к снижению цен. Но в российской действительности нет разницы между тем, диктует ли условия Миллер и «Газпром» в одиночку, или скажем, в компании с Тимченко и «Новатэком». Снижения цен ожидать не приходится, напротив российские госкомпании добились от правительства права безгранично повышать тарифы в ближайшие годы.

Эксперты UBS исходят из того, что рост цен на газ в России (а с 2003 года цены на топливо выросли в четыре раза, до 2600 руб. за кубометр) все же заставит потребителей ввести режим газосбережения и повышения энергоэффективности. А это в свою очередь ограничит рост спроса на газ на внутреннем рынке.

За последние десять лет, как говорится в отчете UBS, большинство отраслей экономики России снизили потребление электроэнергии в пересчете на единицу ВВП. То же самое эксперты инвестиционного банка теперь ждут и от потребителей газа. Потребление газа на единицу продукции в электроэнергетике уменьшится на 10%, в металлургии и агрохимии — на 5%, — предположили авторы доклада.

По оценкам инвестиционного банка за пять лет потребление в стране вырастет всего на 38 млрд кубометров (11%), а к 2020 году — лишь на 80 млрд кубометров, до 478 млрд кубометров, пишет газета «Московские новости».

Проанализировав планы добычи «Газпрома» и других компаний в этот период, UBS делает вывод, что они легко закроют и внутренний спрос и экспортные обязательства России, учитывая, что конкурентоспособность российского газа в Европе снижается из-за высоких цен на нефть, к которым привязаны цены на газ, и жестких условий долгосрочных контрактов.

Добыча «Газпрома» к 2015 году вырастет незначительно — всего на 25 млрд кубометров до 530 млрд кубометров, а к 2012 году не достигнет даже докризисного уровня. Впрочем, этого достаточно будет, чтобы обеспечить переизбыток газа на внутреннем рынке в размере 40 млрд кубометров.

Перенасыщение рынка углеводородов ускорят и альтернативные «Газпрому» производители, благодаря которым монопольная система постепенно превращается в олигополию. Впрочем, без какого-либо влияния на стоимость углеводородных услуг для населения страны.

Так, основной прирост добычи эксперты банка UBS прогнозируют за счет альтернативных «Газпрому» производителей, в частности, «Новатэка» и аффилированных с ним компаний. По расчетам UBS, добыча «Новатэка» в рамках действующих проектов вырастет до 62 млрд кубометров в 2015 году (37 млрд по итогам прошлого года). На 5 млрд кубометров к нынешнему уровню увеличится добыча «Сибнефтегаза» («Новатэк» купил у Газпромбанка контрольный пакет этой компании) и 10 млрд кубометров через пять лет будет давать «СеверЭнергия» (51% у совместного предприятия «Новатэка» и «Газпром нефти»), планирующая начать добычу в конце текущего или начале следующего года. Итого в газовом балансе страны — плюс 55 млрд кубометров газа от группы «Новатэк», 20 дополнительных млрд кубометров по оценкам UBS должны обеспечить нефтяные компании.

На классическом рынке превышение предложения над спросом приводит к снижению цен. Но в российской действительности такой зависимости нет. Государство, правда, заявило о намерениях снизить темпы роста регулируемых цен на газ в предвыборный год, но об уменьшении тарифов никто из чиновников даже не заикался. Более того, этим летом российские госмонополии выторговали себе у правительства право на безграничный рост тарифов. Причем, аргументы крупного бизнеса больше походили на шантаж: «Можно обнулить рост тарифа, но тогда «Газпром» перестанет строить газовые сети», — суммировал премьер Путин доводы газовиков, фактически признав, что госконцерны перестанут строить газовые сети, чинить ЛЭП, железнодорожные пути и коммунальную инфраструктуру, если государство не обеспечит им гарантированный рост прибыли. Относительно растущих экспортных доходов представители госмонополий выразились также недвусмысленно: «Это внутреннее дело компаний».

Прогнозируемое аналитиками UBS уменьшение роли «Газпрома» в пользу альтернативных компаний также не сможет существенно повлиять на цены внутреннего рынка. В первую очередь потому, что газовая госмонополия, является также владельцем газотранспортной сети и способна произвольно регулировать объемы добычи и поставок всех производителей. «Лукойл» продает большую часть газа «Газпрому» на входе в систему, ТНК-ВР согласилось на маркетинг через совместное с газовым концерном предприятие, об этом же договаривается и «Роснефть». «Новатэк» в этом ряду находится на особом положении, как считается, благодаря влиятельному акционеру Геннадию Тимченко и хорошим отношениям с руководством «Газпрома». Но он также, по всем правилам олигополии, не заинтересован в появлении новых самостоятельных игроков на рынке, перепроизводстве газа и снижении цен.

Российские экономисты не раз ранее отмечали, что диверсификация экономики, частичная приватизация госкомпаний и прочие меры не смогут вызвать ни бурное развитие отраслей, ни изменения ценовой политики. В замене монополий на олигополии главная цель крупного бизнеса — доступ к тарифообразованию. А возможность ценового сговора в ограниченном кругу участников рынка ничем не лучше единоличной «ценовой диктатуры».

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..