Треть российских автодилеров ждет банкротство

22.09.2024

Вслед за банкротством крупнейших продавцов автомобилей «Инком-авто» и дилера «АвтоВАЗа» «Элекс-Полюса» этой осенью ожидается новая волна банкротств среди автодилеров. С рынка может уйти треть российских автодилеров, прогнозируют участники рынка.

Осенью в России начнутся массовые банкротства дилерских центров, которые не смогут расплатиться по кредитам и обеспечить себя денежной ликвидностью, заявил генеральный директор компании «Ауди Центр Таганка» Владимир Моженков в интервью «Интерфаксу». По его оценкам, обанкротиться может треть российских автодилеров. На начало года, по оценкам «Автостат», в России насчитывается более 2600 дилерских центров по продаже иномарок. Таким образом, с рынка могут исчезнуть более 860 дилеров.

Уже сейчас многие дилеры находятся в предбанкротном состоянии. Напомним, что недавно банкротом был признан дилер «Инком-Лада», который продавал около 20% от объема продаж автомобилей Lada. Головная компания «Инком-Лада» — «Инком-авто» после неудачно попытки продать 75% своих акций, еще в начале года распрощалась со своими салонами. Закрываются центры и крупнейшего дилера «АвтоВАЗа» «Элекс-Полюса». На грани банкротства оказались пермские компании «Машинный двор», «Верра Моторс», а также уфимский дилер «АК Моторс». Иск о банкротстве предъявлен питерскому дилеру «Фаст Мотор СПб». Процедуру банкротства проходят дилер «ГАЗа» — «Аквилон» и дилер Kia — компания «Демо-Моторс».

В конце июня стало известно, что два крупных московских продавца недорогих автомобилей «Автогермес» и «Автокей» подписали соглашение о слиянии. Вместе с начала года они продали 42% Lada и 62% Daewoo в московском регионе.

Массовое банкротство

Участники рынка и эксперты, опрошенные RB.ru, соглашаются, что сокращение количества участников рынка неизбежно. «Продажи снизились в два раза, при этом затраты автодилеров, несмотря на все их старания, снизились всего на 15-20%, — отмечает RB.ru аналитик ИК «Финам» Константин Романов. — Это приводит к тому, что многие компании работают на грани рентабельности или стали убыточными». По его мнению, еще какое-то время собственники смогут дотировать авторитейловый бизнес, однако не все смогут делать это долго.

На первом этапе, говорит Романов, будут закрываться мелкие дилеры, у которых по одному-два салона на конкурентных рынках крупных городов: у них меньше возможностей для привлечения дешевого заемного финансирования, и чаще всего нет серьезной подушки ликвидности. Крупные игроки будут закрывать отдельные автосалоны, однако новых банкротств среди них эксперт не ожидает.

Не будет и большого числа слияний и поглощений, считает Романов из ИК «Финам», так как у потенциальных покупателей просто нет свободных ресурсов под такие сделки. Однако директор по развитию бизнеса ГК «Блок» Сергей Дюшко считает, что укрупнение рынка авторитейла за счет слияний и поглощений будет происходить. По его данным, на рынке есть ряд автодилеров с надежным тылом в виде сторонних источников финансирования. Например, в регионах есть владельцы автосалонов, для которых авторитейл — это побочный бизнес и основной доход им приносит не связанный с автомобилями бизнес, рассказывает Дюшко. Они открыли автосалон на фоне бума продаж автомобилей, когда это было прибыльно и престижно. А теперь в надежде на восстановление российского авторынка в будущем некоторые из них задумались о приобретении слабых игроков, которые из-за долгов готовы продаться за бесценок. Возможности и средства для этого у них имеются. В кризис они могут с меньшими затратами выйти на новые для себя рынки — в соседние регионы и даже в Москву, говорит Дюшко. Он уверен, что на рынке скоро появится больше холдинговых структур наподобие Major, Genser иГК «Блок».

Кто выживет

Выживет тот, кто в период автомобильного бума не подсел на кредитную иглу, у кого имеются собственные доходы, в том числе из альтернативных источников финансирования, считает Сергей Дюшко. Наиболее высокие шансы на выживание имеются сейчас у компаний без высокой долговой нагрузки, которые живут не только за счет продаж авто, но и за счет сервиса, способного компенсировать часть потерь, у которых имеются партнерские отношения с банками для поддержки автокредитования. А также компании, работающие в среднем и дешевом сегментах, на которых сейчас сосредоточен основной спрос, говорит Романов.

Кто в выигрыше

Банкротство трети автодилеров будет полезно для рынка, считает Моженков из «Ауди Центр Таганка», «потому что столько дилеров просто не нужно». Кризис в положительную сторону изменяет отношение дилеров к клиентам, считает Дюшко. Раньше большинство дилеров зарабатывало исключительно на продаже новых автомобилей, но сейчас этот источник дохода скис, теперь необходимо зарабатывать на сервисе и дополнительном обслуживании. Но для того, чтобы человек, купивший в автосалоне новую машину, стал ее постоянным клиентом по сервисному обслуживанию, надо действительно постараться во всем удовлетворить посетителя.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..