Жилищный вопрос как пролог масштабных проектов развития

14.11.2023

Кто о чём, а строитель о жилье. Каково состояние жилого фонда в России, каковы перспективы на сегодняшний день и что на самом деле необходимо запланировать и сделать в нашей стране по отношению к жилым помещениям?

Вот какие цифры (в млн. кв.метров) нам предоставляет по жилищному фонду Федеральная служба государственной статистики:
1990 — 2425,1

2002 — 2852,8 / +427,7

2010 — 3229,0 / +376,2

Теперь подсчитаем среднюю цифру обеспеченности квадратными метрами одного жителя для всего населения России:

1990 — 16,5

2002 — 19,7

2010 — 22,7

Не будем сомневаться в приведённых цифрах. Скорее всего, они ясно отражают ситуацию по той методологии, которая прописана в статистике. То, что эту методологию не учитывают в своих ссылках на эти цифры различные эксперты и специалисты, — другой вопрос. Для начала меня интересует пока только одна проблема. Мёртвое жильё. Как в прежние времена было понятие «мёртвых душ», так и сейчас настало время вводить понятие «мёртвого жилья».

Если обобщить цифры, то при общей численности населения в 142 миллиона человек на каждого приходится 22,7 кв. м жилья. Это значит, что при прогнозе бегства 20 миллионов человек из малых городов омертвляется 452 миллиона жилых квадратных метров. При существующих темпах ввода нового жилья мы сможем столько построить только за 8-9 лет.

Это то, что касается наших правительственных прогнозов. Теперь посмотрим, сколько жилья страна потеряла за прошедшие годы. По статистике рост численности городов России с населением больше ста тысяч человек за период с 2002 по 2010 год составил больше двух с половиной миллионов человек. Если сравнить с таким же показателем за период 1989-2002 гг., который составляет немногим более 800 тысяч человек, то можно сделать вывод об ускорении увеличения численности больших городов за счёт миграционных перемещений из малых-средних городов, посёлков городского типа и сельской местности.

Теперь сравним основные цифры по 1989, 2002 и 2010 годам. Данные приведены по изданию «Демографический ежегодник России» от Федеральной службы государственной статистики. Вторая цифра — изменение по сравнению с предыдущей статистикой.

Общая численность населения:

1989 — 147021,9

2002 — 145166,7 / -1855,2

2010 — 141914,5 / -3252,2

Городское население:

1989 — 107959,0

2002 — 106429,1 / -1529,9

2010 — 103705,3 / -2723,8

Сельское население:

1989 — 39062,9

2002 — 38737,7 / -325,2

2010 — 38209,2 / -528,5

За период 2002-2010 гг. большое городское население увеличилось на 2,65 миллиона человек. При этом общее городское население уменьшилось на 2,72 миллиона. Если мы грубо подсчитаем общие цифры, то получим, что за этот период оставили своё жилье в деревне 528,5 тысяч человек и в малых городских поселениях (2647+2723,8-528,5=) 4842,3 тыс. человек. Всего 5370,8 тыс. человек. При средней статистике обеспеченности жильём мы получаем омертвление за этот период 121,9 кв. метров жилья. Львиную долю этих метров составляет городское жильё со всеми удобствами не во дворе. При такой ситуации меня не удивляет анекдот про предложение о продаже квартиры за 5000 рублей в бывшем шахтерском посёлке. С последующей оговоркой о ежемесячной коммуналке такого же размера и надобностью погасить по ней задолженность.

Теперь к этой ситуации надо прибавить поток легальной и нелегальной эмиграции, отнять квартиры, которые куплены в инвестиционных целях, убрать квадратные метры олигархических построек с нормой больше 100 кв. м на человека — и мы получим то вменяемое жильё, которым пользуются в России большинство. И норма на одного человека будет сравнима с той, которая была в 1990 году — 16,5 квадратных метров. Эту оценку считаю крайне оптимистичной. Скорее всего — меньше.

По факту мы находимся по жилищному вопросу в состоянии, которое было в России перед развалом СССР. То есть воз и ныне там. По прогнозам министра экономразвития, мы останемся в этом состоянии ещё лет восемь минимум.

Что можно и что нужно сделать.

1. Создание федерального реестра нуждающихся в жилье. Любой может записаться в этот реестр. Своей записью он соглашается на проверку его реального жилищного состояния. В реестре можно указать предпочтительный регион проживания, предпочтительные профессии и возможность самостоятельного строительства. При самостоятельном строительстве государство выделяет целенаправленно средства на строительные материалы и на оплату труда строителя. Инфраструктура — дороги, коммуникации и т.д. и т.п — на совести государства. В самой минимальной конфигурации человеку для строительства государством предлагается площадка с уже подведёнными коммуникациями. Для этого нужно составить на основе реестра нуждающихся список площадок для строительства. Для тех, кто заказывает у государства строительство, возводят минимальную коробку со всеми необходимыми для проживания удобствами. Облегчить ипотечное бремя тем, кто нуждался в жилье и влез в финансовые обязательства перед банками. Банкам разрешить давать ипотеку только тем лицам, кто уже имеет норму жилья или имеет возможность оплачивать ипотеку сверх нормы при строительстве своего жилья.

2. Увеличение объёмов строительства жилья в разы. Закрыть проблему жилья для любого человека в принципе. Чтобы любой молодой человек мог получить своё жильё вместе с паспортом. Это не цель. Цели у нас другие. Но чтобы начинать стройку, нормальный руководитель возводит сперва жильё для своих работников, а только потом приступает к основному проекту. Страна должна обеспечить всё своё население жильём в течение года. На уровне строительства жилья для погорельцев от пожаров 2010 года.

3. Создание Трудовой армии (можно вернуть стройбат). Запретить коммерческим строительным фирмам использовать труд нерезидентов и разрешить последним работать только в стройбате. Нерезиденты имеют право после отработки пятилетнего контракта в стройбате получить гражданство России.

4. Вернуть в оборот мёртвое жильё. Некоторые главы муниципалитетов умудряются предоставлять жильё тем, кто в других близлежащих населенных пунктах находит работу, но не находит жилья. Но такие случаи редки и не показательны, поскольку найти близлежащий развивающийся населённый пункт пока проблематично. Поэтому предлагается:

— Развитие сети образовательных городков по всей стране. Развитие интернета позволяет получать информацию в любом месте страны. Спокойная, экологичная атмосфера будет способствовать обучению и научным изысканиям. Привлечение к обучению в средней школе. Школьники могут иметь доступ к живому общению с профессорско-преподавательским составом высшей школы. Здесь можно установить обязательный принцип для любой высшей школы или научного учреждения — обеспечение жильём. Институт не имеет права взять абитуриента, если не может ему предоставить жильё в соответствии с нормой.

— Развитие сети туристических мест. В связи с тем, что у нас в стране осталось намного больше нетронутых природных достопримечательностей и просто хороших мест, чем в какой-либо другой развитой или развивающейся стране, необходимо развивать экологический туризм. Вместе с этим необходимо создание искусственных уникальных достопримечательностей. Неважно каких. Например, сделать скульптуру в виде указывающей руки, как в фильме «Москва — Кассиопея». Отправить весь креатив в регионы и создавать точки притяжения там. Большие города уже захлебываются от креатива. Поэтому лезут уже в церкви.

— Развитие сети инновационных мини-центров. Основной упор на развитие программирования: обучение, аутсорсинг для сторонних организаций и развитие своих проектов.

— Создание сети пенсионных центров. Пенсии остаются на том уровне и оплачиваются теми муниципалитетами, из которых пенсионеры выехали.

5. Дополнить текущие программы развития регионов и текущих федеральных и муниципальных проектов усилением жилищного вопроса. Инвентаризация проектов и контроль исполнения на федеральном уровне.

6. Назначить ответственного за жилищный вопрос по стране на уровне вице-премьера с еженедельным отчётом по программе. Подробная подготовка программы не должна занимать больше месяца и задачи-минимум не должны отнять больше недели. Назначение. Первая неделя — отчет о программе-минимум и его публикация с обозначением ответственных и сроков исполнения. Отчёт по стране транслировать на Первом канале с привлечением региональной информации по успешным выполнениям задач или нерешениям каких-либо вопросов. Думаю, что освещение жилищного вопроса не имеет грифа секретности и может быть максимально прозрачным.

По мере исполнения программы цены на недвижимость придут к естественному для конкурентного рынка уровню (раз уж без рынка никуда). Ещё раз повторюсь. Это не стратегическая задача. Но что-то стратегическое в ней есть. Она даже круче — это первоочередная задача, жизненно важная. Без её выполнения страна будет прорываться в будущее мелкими щупальцами, жгутиками. Для шага вперед России просто необходим жилищный запас прочности. Текущими темпами мы обречены топтаться на месте до 2020 года. Надоело заниматься выживанием. Пора заняться делом и строить будущее другими темпами. Для начала — строить жилье на таком уровне и такими размерами, чтобы у людей никогда не возникал вопрос — где я буду жить завтра?

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..