Почему российские кредиты — основа белорусской экономики
15.05.2024В соответствии с методологией МВФ на 1 сентября 2014 года золотовалютные резервы Беларуси составили 6,3 млрд. долларов. Соответственно, с начала года ЗВР снизились на 359,4 млн долларов с уровня в 6,65 млрд. долларов. И это несмотря на серьезную кредитную поддержку России в этом вопросе.
Только в июне Россия предоставила республике 2,5 млрд. долларов для пополнения ЗВР. Сначала, в соответствии с заключенным 31 января 2014 года соглашением между правительствами Беларуси и России, 10 июля Россия предоставила белорусскому правительству государственный кредит в размере 450 млн. долларов, а затем, во второй половине июля, в рамках заключенного соглашения между правительством республики и банком ВТБ, кредит в размере 2 млрд. долларов. Они также были использованы для пополнения ЗВР ресублики.
Соответственно, без 2,5 млрд долларов российских кредитов, ЗВР республики за восемь месяцев 2014 года снизились бы до уровня в 3,8 млрд. долларов или более, чем на 40%. С учетом того, что для покрытия трехмесячного экспорта республике необходимо иметь ЗВР в размере около 12 млрд. долларов, эти тенденции наводят на серьезные размышления по поводу эффективности проводимой правительством экономической политики.
Несмотря на то, что ситуацию в валютно-финансовой сфере республики с помощью российских финансовых вливаний удалось стабилизировать, данный факт не остался незамеченным Антикризисным фондом ЕврАзЭС, который перенес дату принятия решения по шестому траншу кредита в размере 440 млн долларов с 1 июля на 1 октября. Перенос контрольной даты шестого транша обусловлен тем, что в установленные сроки были согласованы не все параметры его выделения.
Внешний госдолг Беларуси в этом году вырос до 13,2 млрд. долларов. За 7 месяцев он увеличился на почти 740 млн. долларов, или на 5,9%. В 2014 году Беларусь привлекла из-за рубежа 2,9 млрд. долларов (из которых 2,5 млрд. предоставила Россия), а выплатила по прежним займам 2,2 млрд. долларов.
В 2015 году Беларусь заплатит 4 млрд. долларов по внешнему госдолгу: 3 млрд. долларов пойдут на погашение задолженности, 1 млрд. долларов — на обслуживание внешнего госдолга. На погашение внешних госзаймов планируется направить поступления от экспортных пошлин на нефтепродукты в сумме 1,5 млрд. долларов (которые останутся в белорусском бюджете согласно договоренностям с российской стороной) и таможенных пошлин от экспорта сырой нефти в сумме 582 млн. долларов. Откуда брать еще 2 млрд. долларов — из ЗВР.
Возможно, именнно с этой целью правительство России в сентябре добрило проект соглашения о предоставлении Беларуси в 2014 году государственного кредита в размере 1,55 млрд. долларов. Кредит будет выдан в российских рублях по курсу Центробанка РФ на дату подписания соглашения. Цель кредита — погашение и обслуживание госдолга и пополнение золотовалютных резервов Беларуси.
Условием предоставления кредита является уплата белорусской стороной процентов и погашение основного долга по ранее предоставленным ей госкредитам, а также кредитам Антикризисного фонда Евразийского экономического сообщества. Т.е. данный кредит позволит республике закрыть вопрос по кредитам из России, а валюту оставить для расчетов с западными финансовыми организациями.
Почему так важен для руководства республики вопрос кредитования Беларуси со стороны России. Его объем сравнительно невелик. Для России. Всего 4 млрд. долларов. Однако если вспомнить, кого еще, какую страну на такую же сумму Россия кредитовала в этом году, то ответ будет отрицательный — никого. Кстати, ни один российский дотируемый субъект федерации не имеет дотаций в размере 4 млрд долларов в год или около 140 млрд. российских рублей. Чтобы понять значение этой суммы для республики, увеличим пропорции в 100 раз и представим, что России с учетом размера ее ЗВР (и двух фондов) в 600 с лишним млрд. долларов кто-то бы предоставил кредитов в год на 400 млрд.
Только вот если в России ЗВР находятся приблизительно на одном уровне, то в Беларуси они каждый год серьезно проседают, и без ежегодных российских кредитов на поддержание белорусских ЗВР, республика каждый год сталкаивалась бы с угрозой дефолта и резкого (в разы) падения курса национальной валюты, как это и случалось в 2009 и 2011 годах.
Соответственно, вся белорусская экономика не производит столько продукции и тем более, не продает ее на экспорт для получения так необходимой стране валюты (не имеет необходимого уровня прибыльности и рентабельности), чтобы обеспечить стабильность курса и наличие необходимых и неснижаемых ЗВР в размере 12-15 млрд. долларов, и требует еще и ежегодной внешней подпитки в виде российских кредитных ресурсов. Ситуация становится еще более прозрачной, если учесть, что 40-45% всего белорусского экспорта и, соответственно, валюты, составляет экспорт нефтепродуктов из российской нефти на Запад. Но даже такой мощнейший фактор роста белорусской экономики не позволяет жить республике экономически самодостаточно.
Таким образом, те факторы, которые обуславливали негативные тенденции экономического развития республики в предыдущие годы, связанные с тенденциями функционирования нефтяного оффшора и нереформированностью экономики, до сих пор не устранены. В результате республика, как и ранее, продолжает зависеть от России в плане кредитной поддержки. Это позволяет купировать те кризисные тенденции и процессы, которые не первый год протекают внутри самой белорусской экономики, однако не позволяют ей развиваться и становиться самодостаточной. Впрочем, российскую сторону данные тенденции вполне устраивают, т.к. обеспечивают политическую управляемость белорусского режима.
Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..