Наноэкономика: когда экономические гиганты рухнут

28.06.2023

Начнём с простой и уже не раз изложенной мысли, что современное устройство так называемых постиндустриальных экономик построено на долге и oфшоринге. И то, и другое заехало в тупик. Поэтому говорить о неком перезапуске существующей модели не приходится. Как-то что-то должно поменяться. Мы находимся прямо в середине одного из интереснейших периодов развития после Второй мировой войны.

Начнём с простой и уже не раз изложенной мысли, что современное устройство так называемых постиндустриальных экономик построено на долге и oфшоринге. И то, и другое заехало в тупик: долгов по-прежнему слишком много, а безработица рассасываться не желает. Поэтому говорить о неком перезапуске существующей модели не приходится. Как-то что-то должно поменяться. Мы находимся прямо в середине одного из интереснейших периодов развития после Второй мировой войны.

Какой сценарий можно угадать в действиях власть имущих? В диком угаре сильно примитивной версии кейнсианства главенствующей точкой зрения является вкачивание обезболивающего ликвидности в надежде, что пациент сам выздоровеет. Ха. По сути, речь идёт о поддержании статуса quo, где отрицается, что этот самый статус нас и привёл к текущему положению дел. Положим, долговая проблема как-то самоурегулируется, по-плохому или по-хорошему. А что делать с проблемой занятости?

С высоких трибун несётся какая-то муть о новых зелёных рабочих местах и т.п. Уважаемые, при существующем порядке вещей зелёные рабочие места также переедут в Китай. Тут логика неумолима. Поэтому включится план «Б» в виде торговых войн. Бряцанье оружием уже раздаётся. Конца цивилизации в этом случае не будет, но мировая торговля сдуется, мир будет более враждебным, а все на круг будут беднее. Про девяностые и нулевые будут вспоминать как об эпохе пика благоденствия. Есть ли варианты?

Они ещё живы. Они ещё как живы! От их поступи дрожит весь интернет и толпы в восторге сбегаются смотреть на очередную схватку гигантов. Их рык тревожит мелкие фирмы, потому что одного их взгляда достаточно, чтобы всякая мелкая тварь или подняла лапки в мольбе «Купите нас!», или начала готовиться к неминуемой погибели. Один из функционеров российского филиала Google так прямо и сказал мне в частной беседе: «Ну мы не виноваты, что пришли в эту нишу. Пусть остальные как-нибудь уж выкручиваются». Они и выкручиваются. Кажется, однако, что ситуация рано или поздно поменяется. Нет, конечно, глобальное похолодание гигантов не затронет. Они могут начать умирать сами, когда от них побегут пользователи.

Конец эпохи динозавров

Есть, мне кажется. Для начала хотелось бы вытащить на божий свет одну простую вещь. Эффект масштаба производства или economies of scale. Каждый первокурсник знает, что чем мощнее производство, тем меньше удельная стоимость продукции. Как-то забывается, что СССР с плановой экономикой был построен именно на этой логике, но не смог. Оставляя в стороне социально-политическую подоплёку, важно отметить, что СССР проиграл, в том числе потому, что был не в состоянии адекватно реагировать на постоянно ускоряющиеся темпы технологического и, как следствие, потребительского прогресса. Экономика была и осталась построенной по модели промышленной индустриализации. Помните Форда? «Любой покупатель может получить машину любого цвета, если этот цвет чёрный». После войны мир поменялся и стал гибче. Оптимальный масштаб производства методом проб и ошибок нащупался на уровне современной корпорации. Потом появился just-in-time. Потом офшоринг.

В чём здесь дело? На самом деле любой управленец или счетовод-экономист вам скажет, что экономия масштаба имеет предел и довольно просто рассчитывается. Ограничивающими факторами являются размер индивидуальной партии, скорость и стоимость переналадки серий (не совсем верно, но в первом приближении так). Чем быстрее движется мир, меняются потребительские предпочтения, тем важнее эти факторы становятся в уравнении. В этом смысле офшоринг меня всегда удивлял как путь назад.

С учётом долгих лагов по заказу-поставке, необходимости формировать гигантские партии экономика производства всего и вся в Китае работает только в одном случае: потребителю надо заранее навязывать вкусы и заранее говорить, что модно в текущем сезоне. Причём делать это исключительно в международном масштабе. Вспоминается no logo и другие протестные книжки на тему власти брендов.

Однако за последние годы произошли как минимум две интересные вещи, способные это всё поменять.

Во-первых, борьба между индивидуальностью и массовостью стала жёстче. Сначала появился интернет, а потом появилась блогосфера. Благодаря им поведенческая модель потребления возвращается в понятные социологам рамки «носитель мнения — последователи». Только скорость и непостоянство связей выросли в десятки раз. К головной боли крупных рекламных агентств потребитель становится менее восприимчив к тотальному зомбированию. Людей интересует сравнительная информация о свойствах товара и, что более важно, опыт и впечатление других людей. На сегодняшний день независимые блоги, тематические порталы, сайты-агрегаторы становятся серьёзными каналами сбыта и формирования предпочтений потребителей. Как минимум тех, кто живёт в интернете. А со сменой поколений их будет больше и больше. Будет 100% в какой-то момент. Как следствие, падает лояльность к брендам. Посмотрите, кроме Эппла, стоячих не осталось (да и те — анахронизм, лучше всех отжимающий в свою пользу остатки умирающей системы).

Во-вторых, на производственном уровне произошла тихая и незаметная революция. От необходимости вкладывать сотни миллионов в НИОКР нового производства, а затем ещё сотни на его строительство мир незаметно перешёл к очень распылённой базе огромного количества машиностроителей среднего размера и не меньшего количества независимых конструкторских бюро (спасибо прорыву в виртуализации конструирования).

Удивительное рядом, хребет промышленной экономики, состоящий из малых и средних предприятий, юга Германии и севера Италии жив (пока!), несмотря на Китай, офшоринг и т.п. Процветают аналогичные секторы Израиля. Интересно, что их американские братья и сёстры чувствуют себя не так хорошо, но не вымерли, а в Англии всё куда хуже (но это тема отдельной статьи).

— Существует мнение, что сокращение ресурсов в условиях кризиса спровоцирует политическую борьбу за них различных финансовых и политических групп. Что вы думаете на этот счёт?

— Может быть, материальные ресурсы — вещь не самая главная? Мне кажется, целесообразно активнее использовать и другие ресурсы в решении острых экономических проблем. Например, человеческие, интеллектуальные. Они, как мне кажется, не сокращаются. Человеческая мысль не стала менее эффективной. В людях, я повторяюсь, потенциала больше, чем у барреля нефти. И если предлагать не банальные решения, можно обойтись и ограниченным количеством ресурсов.

Александр Мамут: «У людей больше потенциала, чем у барреля нефти»

Как результат на сегодняшний день стало экономически возможно запустить современное производство, закупив всё или почти всё под ключ. Более того, стоимость такого мини-производства будет измеряться единицами миллионов евро. А это уже вписывается в бюджет небольшого предпринимателя. Оговорюсь, прежде чем мне укажут, речь не идёт о смерти крупного производства. Совсем наоборот, пока будет место массовым компонентам, используемым в малых сериях, большое производство будет процветать. Вопрос в том, чтобы вынуть стул из-под олигополий (читай: ТНК), пытающихся контролировать всю цепочку стоимости и особенно держаться за контроль над сердцем и кошельком потребителя.

Объединив вышеописанные тенденции, мы получаем контуры прекрасного будущего. Новое информационное пространство обслуживает меняющиеся вкусы потребителя, обладает способностью достучаться до отдельных сегментом спроса, уловить тончайшую разницу в преференциях отдельных групп населения. И, что более важно, выступать катализатором, вокруг которого формируются малые группы спроса, ранее считавшиеся экономически незначимыми. Новое распределённое производство в свою очередь способно эффективно обслуживать такое пёстрое поле спроса, а где-то порождать новый спрос. Цена ошибки станет меньше, а значит, количество пытающихся создать новое станет больше.

Независимый НИОКР становится призванным решать одновременно две задачи: быстро выдавать на-гора возможность трансформировать выхлоп производства под новые мини- или даже нанорынки с учётом максимального использования стандартизированных полуфабрикатов. Периодически будут случаться существенные прорывы с полной сменой технологической цепочки. Мне даже кажется, что часть новых НИОКР контор перейдёт в категорию потребительских брендов. На нишевых рынках такая тенденция видна невооружённым взглядом.

Говорят, что Британия страдает от кризиса больше других развитых стран. В феврале промышленное производство установило антирекорд, снизившись в годовом исчислении на 12,5%. В пионерах падения — автопром, который и в предыдущие годы не блистал успехами. Со слезами на глазах Англия закрывала Rover (его остатки перевезли в Китай). Легендарный Aston Martin продан арабам. Land Rover и Jaguar ушли в собственность индусов, Mini и Bentley давно уже принадлежат немцам…

Голубой снаружи, зелёный внутри

Интересно, что при такой модели какие-то фабрики по производству полуфабрикатов можно будет вернуть из Китая (или не строить там новых). Какая разница, где стоит завод по производству чипов? Я уже писал на тему того, что доля труда в себестоимости такой продукции — мизерная. Вопрос короткого транспортного плеча станет важнее.

В качестве примера, что всё вышесказанное не является продуктом возбуждённого воображения, приведу пример компьютерной индустрии в Англии. В 90-е казалось, что Dell всех задавит и размажет по стенке. Действительно, идёшь на сайт Dell, собираешь сам себе, какой нравится, компьютер, через неделю приезжает ящик. Однако нет. Dell год назад чуть было не умерла.

Во-первых, потребителю не нравится ждать неделю. Во-вторых, выбор на сайте Dell довольно иллюзорный. Того, что реально хочется купить, как-то не получается. В-третьих, цены и новизна продукции перестали радовать. В итоге я с удивлением обнаружил, что на пустом месте за несколько лет в Англии появились десятки мелких производителей, специализирующихся на игровых компьютерах, дешёвых рабочих лошадках, семейных мультимедийных блоках и т.п. Причём пришельцы стали выигрывать призы в журналах, светиться в обзорах и т.п. Dell стала неактуален. Не знаю по факту, но по скорости поставки получается, что вся отрасль живёт в стране, а не в офшоре. Вот вам и дорогой труд.

Тут мне могут возразить, что это отвёрточная сборка. Да, отвёрточная. Но суть феномена не в этом. Важно то, что несколько групп маленьких людей нашли дорогу к потребителю и эффективно отжали больших на их поле. Вот что важно. А Dell теперь садит рекламу по ящику нон-стоп, про свои убогие нетбуки. Пусть садит, и до них доберутся. Примеров эффективного малого бизнеса с хорошим сочетанием маркетинга, дистрибуции и обслуживания стало больше. Мне говорили не раз, что стали появляться адекватные софтовые компании с предложениями не хуже, чем из Индии. Есть примеры малых производств мебели и других потребтоваров, прекрасно себя чувствующих в обстановке тотального китайского импорта большими корпорациями. Значит, есть какая-то движуха!

Эффект роста занятости получится не только количественный, но и качественный. Сколько людей с удовольствием занималось бы своей профессиональной деятельностью на малых производствах, участвовало бы в создание чего-то нового? Масса. Я уверен, что большинство тошнит от бессмысленного времяпровождения в офисных кьюбиклах. Преемственность кадров какая-то появится вместо безумных корпоративных тренингов. Появятся кластеры с сильными позитивными экстерналиями, как было в пионерские годы становления авто- и авиапромышленности (к слову сказать, американский автопром делался маленькими компаниями, это потом пошла волна консолидаций).

В заключение отмечу, что государственному аппарату надо срочно определяться, с кем они. Либо они часть сложившейся клептократии в союзе с корпорациями, либо их неизбежно сметут. Пока бюрократы близоруко отождествляют успехи своей страны с так называемыми национальными чемпионами, не отдавая или не желая отдавать себе отчёт, что именно эти олигополии и монополии душат развитие стран и парализуют национальные ресурсы. Больше подписантов на офшоринг нет. Поэтому «представители народа» должны как минимум в либеральной традиции устанавливать равные правила игры либо как максимум развивать национальные кадры и технологии. Но это тянет на отдельный пост в будущем…

Короче. Есть надежда. Только каждый должен начать с себя. Давайте пройдёмся по супермаркетам. Посмотрим на всю эту китайскую дрянь и определимся, что можно качественнее и быстрее производить самим. Что бы ещё хотел купить потребитель? Не надо ждать, пока большие ребята проснутся. За работу.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..