Путин дал газовый бой Европе
06.09.2024Российский президент призвал экспортеров газа к срочным совместным действиям — потом будет поздно.
«Газпром» теряет деньги. Много денег. В 2012 году российской монополии пришлось вернуть европейским потребителям более 102 миллиардов рублей в виде ретроактивных корректировок цены на газ. Крупнейшие получатели — французская GDF Suez, немецкие Wingas и E.On., словацкая SPP, итальянские Eni и Sinergie Italiane, австрийская Econgas сумели выторговать скидки в среднем на 10%.
В нынешнем году ретроактивные платежи «Газпрома», по предварительным данным, составят около 900 миллионов долларов, если только не придется доплачивать немецкой RWE, с которой арбитражное разбирательство еще не закончено.
«Газпром» рвут на части. Третий энергопакет, принятый Евросоюзом, запрещает одной компании производить, транспортировать и продавать газ. Требуют делиться, передавать часть функций другим компаниям, в том числе и потребителям.
«Газпром» испытывают на прочность сланцевой революцией. Который год подряд идут настойчивые разговоры о том, что совсем скоро заокеанские танкеры с дешевым сжиженным газом, полученным по новым технологиям, начнут швартоваться в странах, еще совсем недавно считавшимися торговой вотчиной российского монополиста.
Наступление идет по всем фронтам. Оборона монополии трещит и гнется. За недальновидную стратегию критикуют даже свои, отечественные эксперты. И «Газпром» решил ответить «тяжелой артиллерией». На II саммите Форума стран — экспортеров газа (ФСЭГ), который проходит в Москве, выступил Владимир Путин.
В состав ФСЭГ входят 13 стран: Алжир, Боливия, Венесуэла, Египет, Иран, Катар, Ливия, Нигерия, Оман, ОАЭ, Россия, Тринидад и Тобаго и Экваториальная Гвинея. Очень пестрая компания. Кроме наличия больших запасов природного газа эти государства практически ничего не объединяет.
Скорее наоборот — именно газ, как самый ходовой в мире товар, и заставляет руководителей этих стран настороженно относится потенциальным соперникам в глобальной торговле, а иногда даже откровенно враждовать и поддерживать разные противоборствующие силы в той же Сирии.
Однако выбирать не приходится. «Газпрому» позарез нужны союзники в борьбе с зарвавшимися потребителями. Именно поэтому на форум ФСЭГ приехал российский президент.
Первыми попали под его яростную критику страны Евросоюза. Владимир Путин назвал дискриминационными те меры, которые потребители газа применяют в отношениях с экспортерами.
«Введение в действие соответствующей газовой директивы серьезно ограничивает деятельность традиционных поставщиков газа на рынок ЕС. Поставщиков, которые десятилетиями инвестировали свои средства в развитие европейской газовой отрасли», — подчеркнул Путин и призвал экспортеров объединяться в борьбе за свои права.
К вопросу о солидарности, об объединении возможностей стран — членов ФСЭГ российский президент обращался еще не раз, когда говорил об усиливающейся межтопливной конкуренции, о том, что надо грамотно оценивать другие виды сырья, осваивать новые возможности применения природного газа.
И главное — цены. Путин призвал всех собравшихся выработать общую позицию по вопросам ценообразования и борьбой с избыточной волатильностью. По словам президента, если цены снова станут стабильными, то и перебоев с поставками не будет.
Еще одной глобальной угрозой Путин назвал попытки изменить принципы поставок газа на основе долгосрочных контрактов по принципу «бери или плати», отвязать цены на газ от стоимости нефти.
«Вижу в этом серьезный вызов для всех нас. Прежде всего речь идет о попытках продиктовать экономически неприемлемые для производителей условия поставок трубопроводного газа», — заявил Путин.
Усилия российского президента не пропали даром. В декларации, принятой участниками форума, написали: «Заявляем о своей решимости поддержать неоспоримую роль долгосрочных контрактов на поставку газа… в обеспечение взаимоприемлемых решений для безопасности спроса и поставок, а также о необходимости поддерживать ценообразование на газ на основе индексации к нефти для гарантирования справедливых цен и стабильной разработки запасов природного газа».
В своих выступлениях Путина поддержали и недавно вступивший на пост президента Венесуэлы Николас Мадуро, и уходящий со своего поста президент Ирана Махмуд Ахмадинежад.
Однако российские эксперты не уверены, что призывы оставить все как есть и ничего не менять в мировой газовой торговле, смогут объективно повлиять на взаимоотношения экспортеров и импортеров. И дело здесь, прежде всего, в глубинных противоречиях в самой организации стран — экспортеров газа.
«Во ФСЭГ явно доминируют три страны — Катар, Иран и Россия, у которых стратегические интересы весьма разные. Например, Россия и Катар вряд ли заинтересованы в расширении присутствия иранского газа на рынке, а мы, в свою очередь,— катарского газа в Европе или Азии. Поэтому больших перспектив у ФСЭГ нет»,— заявил Валерий Нестеров из Sberbank Investment Research.
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что потенциал ФСЭГ, как площадки для переговоров между ключевыми игроками мирового газового рынка, не очень велик. Особенно это стало заметно в кризисном 2009 году, когда Россия и Катар вступили в отчаянную конкурентную схватку за европейский рынок.
«За время существования ФСЭГ рыночная доля Катара выросла, а России сократилась. Сам ФСЭГ не оказал никакого влияния на газовые рынки»,— подчеркнул эксперт.
Второй день работы форума ФСЭГ будет посвящен двусторонним переговорам. Владимиру Путину предстоит встретиться с лидерами нескольких стран. Правда, есть сомнения в том, что это поможет сколотить единый фронт, способный противостоять позициям Евросоюза и других крупных потребителей.
Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..