Казахстан: хлеб — всему головная боль

20.10.2023

Основным итогом нынешнего сельскохозяйственного года стало усиление тенденции к укреплению рыночных позиций крупных зернопроизводителей и вытеснению с рынка мелких фермеров. Причем, катализатором этого процесса стала как позиция государственных институтов развития АПК, выстраивающих свою систему поддержки исключительно на благо гигантов, так и капризы природы, подарившей Казахстану обильный урожай, который парадоксальным образом похоронил под собой надежды небольших хозяйств на прибыль.

Щедрый урожай проблем

Вернувшись назад на два сезона, мы можем вспомнить, что после большого урожая 2009 года прозвенел первый звонок об угрозе перепроизводства зерна в Казахстане. Уже тогда стало понятно, что слишком хороший урожай для казахстанских земледельцев, скорее, плохо, чем хорошо. Причины тому просты, но, несмотря на свою очевидность, — не решены.

А именно: внутренняя потребность Казахстана в зерне составляет порядка 8 млн. тонн в год. Экспортный потенциал с учетом традиционных рынков сбыта (страны Центральной Азии и Прикаспийского региона) — порядка 6 — 6,5 млн. тонн. Итого, будем считать, что «идеальный» урожай для страны — это 14 — 14,5 млн. тонн. Все, что выше этого — ненужное бремя, приводящее к перенасыщенности внутреннего рынка и как следствие — падению цен.

Как мы помним, в 2009 году урожай зерна составил примерно 22 миллиона тонн зерна, плюс еще 2 миллиона тонн — остаток прошлых лет. То есть за бортом необходимости оказались около 10 млн. тонн. Тогда-то с подачи сельхозведомства страны и появились разговоры о необходимости решения проблемы перепроизводства пшеницы. Мерами в этом направлении были названы:

1) диверсификация отрасли и уход от монокультуры-пшеницы в пользу бобовых, масличных культур, хлопчатника, сахарной свеклы, картофеля и овощей;

2) развитие мукомольной отрасли и глубокой переработки зерна с получением глютена, сиропов и других, востребованных на мировом рынке, продуктов;

3) освоение новых рынков сбыта зерна (в том числе, Китая), что позволило бы повысить экспортный потенциал.

К сожалению, большинство этих планов так и осталось на бумаге. Одной из причин этого (кроме понятной инертности отрасли) стал последовавший за щедрым 2009 засушливый 2010 год. В Казахстане было собрано в чистом весе всего 12,2 миллиона тонн зерна. То есть на 4 млн. тонн меньше «идеального» урожая. На фоне низкого урожая и в других странах мировые цены на зерно взлетели, и Казахстан смог выгодно продать излишки 2009 года.

Проблема перепроизводства отошла на второй план. Многие проекты, в том числе по строительству предприятий глубокой переработки зерна, были заморожены, поскольку показались инвесторам не такими уж и выгодными при высоких ценах на зерно. Разговоры о необходимости диверсификации также поутихли, констатирует факты собкор издания «КазахЗерно.kz».

Что касается необходимости освоения новых рынков — этот план также не был реализован. Одной из причин стала вышедшая на поверхность проблема слабости транспортной системы Казахстана. Железнодорожные перевозки оказались просто недоступны большинству сельхозпроизводителей из-за дефицита зерновозов. Что касается морского пути экспорта через порт Актау, то его мощность в размере 50 тыс. тонн в месяц оказалась просто мизером. План по строительству нового зернового терминала (в добавок к существующему «Ак бидай терминал») также не был реализован.

Со всем этим грузом проблем зерновики Казахстана и пришли в 2011 год. Прогнозы на урожай от МСХ РК поначалу были скромно-оптимистичными, на уровне 19 млн. тонн. Видимо, поэтому летом, когда еще был шанс заранее решить проблемы с хранением и оперативной отгрузкой на экспорт излишков зерна, никто в сельхозведомстве страны и не думал шевелиться. Все, что было сделано — переброшено зерно из элеваторов основных зерносеющих регионов (север) в менее загруженные хранилища других областей на западе и в центре. Но итоговый рекордный 30-миллионный урожай свел на нет все эти «упредительные» меры и вывел проблему перепроизводства зерна на новый уровень со всеми сопутствующими минусами — отсутствием емкостей для хранения зерна, параличом транспортной системы и как следствие — катастрофическим падением цен на зерно. Последствия «урожая проблем» казахстанским крестьянам предстоит расхлебывать еще долго. И все ли смогут их преодолеть — большой вопрос.

Давайте отразим поэтапно весь минувший сельскохозяйственный сезон Казахстана.

Погода

Посевная кампания прошла сложно. Из-за позднего прогревания почвы и проливных дождей во многих районах ее пришлось отложить и растянуть. Так что начать и закончить сев в традиционные сроки не удалось.

То же самое касалось и сроков начала и окончания уборки — они сдвинусь на месяц и больше по сравнению с традиционными. «Казгидромет» отмечал в первой декаде августа, что на большей части основной зерносеющей зоны Казахстана агрометеорологические условия для созревания яровых зерновых культур складывались не вполне благоприятно. Понижение среднесуточной температуры воздуха в первых числах августа до плюс 14 -15˚С в северной половине республики, в некоторых регионах до плюс 12˚С несколько сдерживало созревание зерновых культур.

Тем не менее, метеорологи отметили, что на наблюдаемых участках яровой пшеницы в большинстве областей хорошее и отличное. И итоги уборки это доказали.

Уборка

В 2011 году посевные площади всех сельхозкультур в Казахстане составили 21,2 млн. га, из них зерновых — 16,2 млн. га, в том числе пшеницы — 13,8 млн. га. Правительство Казахстана выделило 405 тысяч тонн дизельного топлива для аграриев по фиксированной цене — 75 тенге за литр — для проведения уборочных работ. Эти цены более чем на 10 процентов ниже рыночных.

По состоянию на 1 августа было подготовлено к уборке: 43 791 зерноуборочный комбайн из 46927 (94% к наличию), 13 754 жатки валковые из 15023 (92 %), 43 910 грузовых автомобиля из 47877, (92 %), 143 837 тракторов из 155 216 (93 %), 80 514 тракторных прицепов из 87022 (93 %), 3 148 механизированных токов из 3357 (94 %), 692 сушилок зерновых из 714 (97 %) и 3 653 автомобильных весов (96 %).

Стоит отметить, что почти 70 % тракторов и комбайнов по всей стране морально и физически устарело и не отвечает требованиям современных технологий. Они выработали свой амортизационный ресурс и находятся за пределами эксплуатационного срока службы.

Из-за позднего созревания хлеба (в связи с холодным летом) уборка зерновых культур завершена на всей территории Казахстана лишь к 10 ноября. Намолочено 29,7 миллиона тонн зерна при средней урожайности 18,5 центнера с гектара.

Если говорить об основных зерносеющих регионах, то в 2011 году в Северо-Казахстанской области впервые было собрано почти 9 млн. тонн зерна при средней урожайности 22,7 ц/га. Площадь посева всех сельскохозяйственных культур в области составила 4 млн. 483 тыс. 600 гектаров. Основная доля приходится на зерновые и зернобобовые культуры — почти 4 млн. гектаров, масличных — 298 тыс. 700 га, картофеля — 26 тыс. 600, овощей — 4 тыс. 900 гектаров. Площади посевов зерновых и зернобобовых культур остались на уровне прошлого года, овощей — увеличились на 0,6%. Расширились посевы ячменя, смеси колосовых, льна-кудряша и, напротив, сократились — картофеля и кормовых культур.

В Костанайской области с площади 4 млн. 296 тыс. га намолочено 8 млн. 681 тыс. тонн зерна, средняя урожайность по области составила 20,2 ц/га. В прошлом году в регионе было собрано 3 млн. 471 тыс. тонн зерна.

В Акмолинской области валовой сбор зерновых составил 7,3 млн. тонн при средней урожайности 17 ц/га. Жаркаинский район получил впервые рекордный валовой сбор зерна — более 1 млн. тонн, чего не было за всю историю земледелия области.

Отметим, что неплохой урожай собрали хлеборобы и юга страны. Так, в ЮКО посевные площади зерновых составили 183,7 тысячи гектаров, из которых 163 тысячи — неполивные (богарные) земли. Пшеницу на поливе выращивали в Мактааральском и Шардаринском районах, где было собрано соответственно по 43 и 33 центнера зерна с гектара.

Богарные земли дали менее щедрый урожай: в Сарыагашском районе в среднем по 9 центнеров, в Казыгуртском районе — по 16,3 центнера.

Цены

В августе «Продкорпорация» приняла решение закупить 5 млн. тонн продовольственной пшеницы. Тогда еще масштаб урожая не был ясен, и катастрофического падения цен на внутреннем рынке никто не ожидал. Поэтому «Продкорпорация» установила цену закупа в размере 25 000 тенге за тонну (для плательщиков НДС). Повезло тем крестьянам, кто успел завершить уборку рано, пока еще элеваторы не были забиты и «Продкорпорация» вела прием. В более поздний период свободных емкостей не осталось, и закуп не завершен до сих пор: по состоянию на 6 декабря во всех регионах страны «Продовольственной контрактной корпорацией» было закуплено пшеницы в объеме 3 917 383 тонн.

Также в ноябре «Продкорпорация» объявила о дополнительных объемах закупа в коммерческие ресурсы, но уже по более низкой цене.

Закуп пшеницы 3 класса урожая 2011 года — до 3 миллионов тонн по цене для плательщиков НДС 16 500 тенге за тонну, для хозяйств, что не являются плательщиками НДС, — 14732 тенге. Закуп пшеницы 4 класса — для плательщиков НДС 12 тыс. тг/тонна, для неплательщиков НДС — 10 тыс.

Крестьяне были ошарашены таким решением, поскольку рассчитывали на цену 15-16 тыс. за тонну, что позволило хотя бы покрыть затраты на производство зерна.

Это понимали и некоторые представители власти, так, сенатор Светлана Джалмагамбетова, приветствуя намерения Правительства поручить «Продкорпорации» закупить в этом году дополнительно 3 млн. тонн зерна к 5-ти заявленным ранее, попросила Премьер-министра страны Карима Масимова увеличить цену закупа за 1 тонну хотя бы до 18 тыс. тенге. К сожалению, ее голос не был услышан.

Стоит отметить, что в этом году при колоссальном избытке пшеницы в цене оказался ячмень. По 18 тыс. тенге его охотно берет Продкорпорация, в свободной продаже он и того дороже — 20-22 тыс. тенге. И это, говорят, не предел. В феврале-марте цена может еще подняться. Спрос есть.

Хранение

Чем активнее в стране шла уборка, тем острее вставала проблема хранения зерна. В какой-то момент стало ясно — огромная часть урожая останется на открытых площадках. Несмотря на бравые заявления чиновников Минсельхоза, эти ожидания оказались истиной. Часть рекордного урожая до сих пор хранится вне элеваторов и грозит сгнить к весне.

Оно и не удивительно, если взглянуть на цифры: всего в республике в наличии 214 лицензированных хлебоприемных предприятий (ХПП) с общей емкостью зернохранилищ порядка 13,5 миллиона тонн. Урожай — под 30 млн. Даже если учесть собственные складские помещения аграриев, получается дефицит емкостей, измеряемый миллионами тонн.

Вот типичный пример того водоворота проблем, с которыми столкнулись казахстанские крестьяне в нынешнем году, особенно в зерносеющих регионах севера страны. ТОО «Кызылоскерское» (СКО) намолотило в валовом сборе больше 23 тысяч тонн зерна, урожайность оказалась рекордной — 27 центнеров с гектара. Но радоваться этому никто не стал.

Директор ТОО Виктор Андреев в начале декабря рассказал, что тысячи тонн зерна все еще лежат на токах на открытой площадке, чего не случалось никогда ранее. Собственные емкости хранилищ забиты под завязку. И лишь часть зерна удалось сдать на элеватор, расположенный в 100 км от хозяйства. Еще 1200 тонн упаковали в специальные мешки, в которых зерно может храниться полгода.

Рабочие регулярно снимают снежные корки, чтобы пшеница под открытым небом не портилась, однако это все равно не спасает — зерно начинает гнить. При этом, четверть полей хозяйства так и осталась не обмолоченной. Весной, скорее всего, с этих полей зерно окажется непригодно даже на фураж.

Продать зерно по адекватной цене невозможно. Поскольку скупщики предлагают просто смешные цены — 8000 тенге за тонну пшеницы 3 класса. Это в два раза ниже себестоимости! По разнарядке «Продкорпорации» Андреев сдал 3000 тонн зерна государству по 25000 тенге. И на этом продажа зерна хоть с какой-то минимальной выгодой закончилась…

Не лучше ситуация оказалась и в других зерносеющих регионах. Так, по информации сенатора Светланы Джалмагамбетовой, по окончании уборки в Акмолинской области более 1 млн. тонн зерна осталось на открытых площадках, зернотоках и земляных площадках возле полей из-за нехватки свободных емкостей элеваторов.

Как тут не вспомнить слова министра сельского хозяйства Мамытбекова о том, что потери зерна будут минимальными.

Характерно, что ситуацией тут же решили воспользоваться нечистые на руку чиновники. Вскрылись факты, когда госслужащие вымогали взятки за помощь в сбыте зерна.

Так, начальник отдела сельского хозяйства района им. Габита Мусрепова вымогал 75 тысяч тенге у фермера за то, чтобы государство купило продукцию по квоте «Продкорпорации».

Транспортировка

Спасением для казахстанской пшеницы могло бы стать расширение экспорта. Но, увы. Как мы уже отмечали, традиционные рынки сбыта готовы принять не более 6 — 6,5 млн. тонн казахстанской пшеницы. И диверсифицировать экспорт Казахстану в этом году не удалось. Эксперты сомневаются, что удастся сделать это и следующем году.

В начале ноября глава Минсельхоза Асылжан Мамытбеков заявлял о том, что часть казахстанского зерна будет экспортирована в направлении Черного и Балтийского морей. По его словам, в ноябре объем экспорта должен был составить 800 тыс. тонн, в декабре — до 1 млн. тонн.

Однако российские порты оказались закрыты для казахстанского зерна. Причина — рекордный урожай зерновых и в самой РФ. Крупные российские порты — Туапсе, Новороссийск и другие — и подъезды к ним забиты российскими вагонами-зерновозами. Куда уж там казахстанским трейдерам!

По мнению президента Ассоциации вузов Казахстана Рахмана Алшанова, проблему усугубило то, что в странах Таможенного союза не был введен механизм квотирования экспорта. «В этом году большой урожай пшеницы. Россия, Казахстан и Украина сразу стали конкурентами. Мы конкуренты потому, что Россия через черноморские порты отправляет пшеницу в Египет, Тунис — туда, где раньше Казахстан доминировал», — считает г-н Алшанов.

Что касается Китая, к рынку которого давно присматривается Казахстан, в 2010 году планировалось, что экспорт в этом направлении будет на уровне 3 млн. тонн. Но в реальности он составил лишь 50 тыс. тонн. И в этом году показатели оказались не лучше.

Вернемся к вопросу морской транспортировки казахстанского зерна. Принадлежащий «Продкорпорации» зерновой терминал «Ак Бидай Терминал» Актауского международного морского порта выстроил схему своей работы таким образом, что доступ к перевалке зерна за границу получает только ограниченный круг зерновиков. По мнению других компаний, годами пытающихся понять систему работы терминала и получить возможность отправки зерна морем, администрация терминала работает лишь с теми фирмами, кто сумел «заинтересовать» их лично. После серии критических публикаций агентства «Казах-Зерно» на эту тему, председатель правления зернового терминала АО «Ак Бидай Терминал» Рафаиль Галямов был все-таки вынужден дать пресс-конференцию. Никакой позитивной для трейдеров информации он не озвучил. Слова были известны: мощность терминала небольшая, удовлетворить все заявки терминал не в силах. При этом Рафаиль Галямов никак не прокомментировал информацию зерновиков о том, что на самом деле к услугам порта получают доступ только те компании, кто соглашается воспользоваться услугами навязываемой экспедиторской компании, явно аффилированной с кем-то из ключевых звеньев запутанной цепи работы зернового терминала. За свои услуги экспедиторы берут примерно $20 с каждой тонны зерна, и деньги эти уходят в нужные карманы.

Мнение эксперта

Приведем комментарий ситуации с производством зерна в Казахстане, который может служить общей оценкой нынешнего этапа развития АПК Казахстана. Председатель Костанайского филиала Союза фермеров Казахстана Жекебай Курмангалиев обозначил проблемы сельхозсезона-2011 таким образом:

«Налицо серьезный просчет Министерства сельского хозяйства РК, которое, зная виды на урожай, не реализовало в летний период запасы зерна предыдущих лет по ценам свыше 300 долларов США за тонну. Данная перестраховка не позволила своевременно освободить емкости элеваторов и подготовить их к приему урожая этого года. В итоге, из-за неудовлетворительного менеджмента и упущенной выгоды пострадали не только экономика страны, но и бюджет наших сельчан. Более того, если бы уполномоченные органы хотя бы переместили своевременно стратегический запас зерновых культур с севера в другие регионы и провели аналогичную работу с хозяйствующими субъектами по очистке элеваторов под «метелку», у руководства республики была уникальная возможность проверить действительную продовольственную безопасность страны без всяких ревизий.

В период уборки урожая в буртах как мелкого крестьянина, так и крупного сельхозпроизводителя накопился большой объем не вывезенного зерна, которое при наличии влаги и теплой погоды начало прорастать, и сдать его теперь на элеватор 3 классом уже не представляется возможным. Кроме этого, дождливая погода из-за прорастания колоса уже на корню, заведомо переводила качественные параметры больших массивов пшеницы в более низшие категории классности.

Сложилась парадоксальная ситуация: получив хороший урожай, многие крестьянские хозяйства, крупные сельхозформирования не могут сегодня рассчитаться вовремя по полученным кредитам и лизингу техники, и есть риск оказаться банкротом».

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..