Немного абсурда из повседневной жизни стартапера

20.02.2024

Немного абсурда из повседневной жизни стартапера — в продолжение нашего разговора о том, как работает российская таможня и во что выливаются попытки перевести через границу оборудование и комплектующие, необходимые инноватору.

Вы, вероятно, знаете, что для юридических лиц таможенные пошлины, как правило составляют 15% (от 5% до 30% — для разных товаров по-разному), и что при импорте необходимо уплатить 18% НДС? В т.ч. если вы импортируете товар не для перепродажи (в этом случае НДС «вернулся бы»), а для собственного использования юридическим лицом? Например, компьютер, мебель и кондиционер для руководителя? Или промышленное оборудование для вашего маленького заводика?

Так вот, импортные пошлины и НДС представляют собой типичный пример того, как российское правительство планомерно выдавливает обрабатывающую промышленность из России — обкрадывает обрабатывающие предприятия еще на этапе когда они не начали приносить прибыль!

Если налоги берутся с дохода или прибыли – это нормально, так и должно быть! Но когда компания еще только начинает что-то делать и только тратит деньги – а с нее уже берут налоги – это все равно, что рубить сук, на котором сидишь! Идиотизм! Ни в ЕС, ни в США этого не делают.

К примеру, в США за оформление импорта для большей части товаров надо заплатить около 20 долларов – и спать спокойно. Абсолютно иная ситуация, по сравнению с «ужасами нашего городка», — в странах ЕС, да и, впрочем, в любом европейском государтсве – скажем, в Финляндии, где я прожил около двух месяцев (участие в программе Aalto Venture Garage). Я точно знаю, например, что в Финляндии при импорте НДС не берется вовсе, а при продажах b2b он формально начисляется примерно как в РФ, но в течение месяца возвращается покупателю товара без лишней головной боли.

Добавлю, что в России надо потратить несколько месяцев на растаможку и кучу времени и денег на перевод документов на русский (об этом я писал в одной из публикаций в «Бизнес-журнале»), оплату брокерских услуг и прочие действия, не создающие ценности ни для государства, ни для фирм-импортеров, ни для конечных потребителей. В результате стоимость товара для импортера в РФ оказывается, как правило, в 1,5 раза больше, чем в США или ЕС.

Если бумаг надо заполнять много — то и того больше. Многие биохимические расходные материалы продаются в РФ по цене в 3-5 раз выше, чем закупочная цена в США. Бывает и в 10 раз! Для тех кто не знаком с этой областью скажу, что биохимикам нужны свежие реактивы: у многих реактивов срок хранения составляет лишь несколько недель. А некоторые реактивы необходимо хранить в специальных условиях — при температуре -100С, к примеру.

А еще скажу, что они, экспериментаторы, часто не могут даже на неделю вперед запланировать, какие именно реактивы им понадобятся — это определяется в ходе эксперимента… Типичный же срок их поставки – от 60 до 90 дней. В общем, становится понятно, что занятия научно-техническими проектами в РФ довольно часто, скажем так, нерациональны.

Мне (гражданину Российской Федерации, не имеющему вида на жительство ни в ЕС, ни в США) рациональнее и проще решить вопросы, связанные с визами, и переехать туда, создавать ценность там, чем бороться с одной только российской таможней здесь!

И, к сожалению, беседа о том, как государство встает на пути стартаперов, решивших идти по заявленному самой же властью «инновационному курсу», не сводится к разговору только о таможне…

Один знакомый предприниматель производил оценку, что выгоднее: покупать готовые детали в Китае или организовать производство в РФ? В Китае отпускная цена была – в пересчете на наши — около 20 рублей. А в РФ себестоимость не могла быть ниже 130 рублей — ни при каких условиях. И это не из-за мифологической «низкой зарплаты китайского рабочего»: китайский рабочий получает сейчас около 500 долларов в месяц и вполне доволен жизнью. Просто у них заводы расположены через забор друг от друга, логистика прекрасно отлажена и государство не мешает им работать. Может быть, не очень помогает, но главное – не мешает.

Производственный цикл его деталей составлял 2 дня — при том, что необходимо было делать четыре передела на четырех разных заводах.

В России цикл растянулся бы на месяц, потому что заводы раскиданы по всей стране, логистика не отлажена, и вообще: «телушка – полушка, да дорог перевоз»…

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..