Черноморский флот не оправдывает надежд севастопольцев

08.03.2023

В Севастополе готовятся к празднованию Дня Черноморского флота военно-морских сил России. С его присутствием севастопольцы связывают надежды на экономическое развитие города. Однако пока ожидаемых инвестиций нет. В Севастопольской бухте в воскресенье, 31 июля, тысячи жителей и гостей города будут наблюдать за парадом кораблей Черноморского флота России, сценарий которого остается почти неизменным с советских времен. Примета нового времени — принимать парад вместе с командующим российским ЧФ будет и командующий военно-морскими силами Украины, а рядом с российскими кораблями будут стоять и украинские.

Такому сближению не в последнюю очередь способствовало подписание Харьковских соглашений, согласно которым пребывание российского флота в Крыму было продлено на 25 лет. Этот шаг большинство жителей Севастополя восприняли с облегчением. Ведь около 25 тысяч горожан обслуживают ЧФ и полностью зависят от его функционирования.

Эйфория сменилась разочарованием

Как рассказал в беседе с Deutsche Welle директор Таврического института регионального развития Андрей Клименко, после Харьковских соглашений горсовет Севастополя охватила эйфория: депутаты решили, что поскольку российский флот остается в городе до 2042 года, то Россия направит на развитие своей военно-морской базы миллиарды долларов. Но вместо этого в рамках реформы российских вооруженных сил на ЧФ начались сокращения.

В первую очередь это коснулось предприятий, обслуживающих флот: процедуру банкротства проходит строительное управление Черноморского флота, закрыт 771-й ремонтный завод средств связи ЧФ, так и не возобновили производство простаивающие уже два года 13-й судоремонтный завод Черноморского флота и судоремонтный завод «Лазаревское адмиралтейство». «Поэтому проблема сокращений на ЧФ, являющемся в Севастополе работодателем и налогоплательщиком, как нельзя более актуальна», — говорит эксперт.

Клименко подчеркивает, что севастопольская экономика нуждается в существенных инвестициях. По его словам, объекты инфраструктуры, которые может освободить российский Черноморский флот, представляют значительный интерес для иностранных инвесторов.

Долги и угроза банкротства

Тем временем вклад российского флота в экономику города ежегодно сокращается, рассказал Deutsche Welle Сергей Кулик, директор аналитического центра содействия изучению геополитических проблем и евроатлантического сотрудничества Черноморского региона «НОМОС»: «Если раньше часть платежей ЧФ составляла до 25 процентов городского бюджета, то сегодня она не превышает 10-15 процентов», — утверждает эксперт.

Кроме того, отметил Сергей Кулик, в последнее время предприятия, которые обслуживают российский флот, превратились едва ли не в крупнейших в городе должников по отчислениям в пенсионный фонд и в бюджет. По его словам, заводы и предприятия, которые обслуживали флот, простаивают без заказов или близки к банкротству. «В связи с оптимизацией флота земельные участки и инфраструктура ЧФ не используются. Но Украине их не передают, так что они остаются в бесхозном состоянии», — говорит специалист.

По его утверждению, лишь за аренду земли с учетом ее рыночной стоимости, а также причальных линий бюджет города недополучает ежегодно около 10 миллиардов гривен. В настоящее время Украина и Россия ведут переговоры об очередной совместной инвентаризации земельных участков и инфраструктуры ЧФ, отмечает Сергей Кулик. По результатам инвентаризации определят, в чем не нуждается флот и что можно передать Украине. «Однако, учитывая предыдущий опыт этих инвентаризаций, я не думаю, что это произойдет быстро, — говорит эксперт. — Инвентаризация стоит денег, но ни российская, ни украинская сторона не хотят вкладывать большие средства в этот процесс».

Надеяться на свои силы

Черноморский флот является одним из крупнейших работодателей в СевастополеВ настоящее время Севастопольская городская государственная администрация разрабатывает проект новой программы социально-экономического развития города с учетом того, что российский Черноморский флот останется в Крыму до 2042 года. Глава горадминистрации Владимир Яцуба убежден, что для создания новых рабочих мест необходимо развивать порты, судоремонтную промышленность и яхтинг.

Аналитик Андрей Клименко надеется, что новая программа будет прагматичной. «Наивно и ошибочно связывать экономические перспективы Севастополя с появлением новой эскадры ЧФ. Нужно диверсифицировать экономику, развивать современное производство, возрождать в Севастополе приборостроительную отрасль, рыбопромышленное производство и туризм», — убежден эксперт.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..