Утилизация автохлама оказалась не выгодна потребителю

16.11.2022

Госпрограмма по утилизации старых (старше десяти лет) автомобилей в России начала действовать 8 марта этого года. В ее рамках планировалась выдать 200 тысяч утилизационных сертификатов, дающих покупателю право на скидку в размере 50 тысяч рублей при приобретении новых автомобилей, перечень которых был утвержден правительством.

Ажиотаж, вызванный этой программой, превзошел все ожидания и властей, и автопроизводителей. Именно эта мера позволила существенно увеличить продажи автомобилей в нашей стране и оживить сильно пострадавший от экономического кризиса авторынок. Как утверждают в Министерстве промышленности и торговли, благодаря программе по утилизации автохлама государственный бюджет окупит свои расходы на ее проведение примерно в полтора раза. По данным специалистов Минпромторга, с каждого проданного «АвтоВАЗом» автомобиля государство получило порядка 85 тысяч рублей в качестве налогов и сборов. Из этих денег около 27 тысяч рублей – платежи автопроизводителя, порядка 53 тысяч рублей – «вклад» поставщиков запчастей и комплектующих, чуть более 4 тысяч рублей – перечисления в виде налога на прибыль, НДС и различных социальных платежей от дилеров – представителей розничной торговой сети автозавода. Автомобильная компания Sollers (выпускает внедорожники УАЗ и SsangYong, автомобили Fiat, грузовики Isuzu, а также двигатели ЗМЗ) выплачивает в качестве налога около 8% от выручки завода. При средней стоимости автомобилей, участвующих в программе утилизации, примерно в 600 тысяч рублей, этот автопроизводитель платит государству порядка 48 тысяч рублей с каждого проданного автомобиля.

Казалось бы, все хорошо: государство, претворив в жизнь грамотные меры, помогло автопрому и само в накладе не осталось, за достаточно короткий срок компенсировав свои расходы на программу, и, по грубым подсчетам, получив в бюджет примерно 1,5 рубля за каждый потраченный из него рубль. Учитывая количество уже выданных сертификатов (а на середину июля их было оформлено уже более 220 тысяч), надо полагать, что суммы в государственную казну поступают немалые. Однако при ближайшем рассмотрении можно найти в представленных Минпромторгом данных и множество подводных камней. Впрочем, как и в самой программе утилизации.

Эта программа, позиционируемая как один из способов поддержки не только автопроизводителей, но и простых потребителей (мол, вот вам машины подешевле, мы все понимаем, кризис ведь, денег мало), несомненно, подтолкнула к решению купить автомобиль многих из тех, кому эта роскошь была недоступна. Однако только через несколько месяцев после начала действия этого проекта до обывателей стало доходить, что автомобили, продаваемые по программе, резко подорожали. Уже на этом этапе «скидка» в 50 тысяч рублей была «съедена» искусственной инфляцией. Правда, доход от этого получило не государство, а дилеры, продававшие автомобили, пользующиеся спросом у покупателей, по сильно завышенным, по отношению к рекомендованным производителем, ценам.

Возникает и еще одна проблема. В розничной стоимости автомобиля велика доля налогов и отчислений. Значит, косвенно само государство и способствует повышению цен на машины, ведь автопроизводителю хочется, заплатив налоги, получить прибыль. Себестоимость производства автомобиля – информация, закрытая для потребителей. Но можно предположить, что если предприятию и после уплаты больших налогов удается получать доход, то, вероятно, она не столь высока, как любят жаловаться производители. Особенно это касается «АвтоВАЗа», который в рамках программы по утилизации выпускает большое количество авто, производящихся десятки лет (речь идет, например, об автомобилях «Нива», семействе «Самара» и «классике»). Затраты на их разработку и организацию сборки окупились многократно много лет назад. Когда автомобили производятся в больших количествах затраты на их производство снижаются, особенно учитывая, что труд рабочих на заводе стоит очень недорого, оптовая закупка комплектующих тоже существенно снижает издержки, а конструкция этих моделей за годы не претерпела существенных изменений.

Программа утилизации увеличила сборы государства с продаж и производства автомобилей. Однако не стоит забывать, что есть в пассиве государства и меры, которые существенно снизили доходы бюджета. Например, повышение ввозных пошлин на иномарки. С каждой ввезенной иномарки государство получало от нескольких сотен до нескольких тысяч евро. С увеличением таможенных пошлин поток иномарок в Россию сократился в разы.

Теперь временем, Минпромторг бодро рапортует о том, что программа утилизации проведена успешно «по всем фронтам». В том числе, и с точки зрения выгодности ее для государства. «АвтоВАЗ», получив от государства финансовые вливания в размере нескольких десятков миллиардов рублей, с гордостью сообщает о полученной прибыли – целый миллиард по итогам первого полугодия 2010 года. Потратили примерно пятьдесят миллиардов, получили один – отличная экономическая эффективность. А если еще вспомнить о том, что строительство автозавода под Калугой обошлось примерно в 100 миллионов евро, то перечисленные «АвтоВАЗу» деньги, видимо, растворились неизвестно где, если их до сих пор не хватило даже на модернизацию производства.

Отчисления Sollers более скромны по абсолютным значениям, однако производятся они за счет собственных продаж и производства, на которые государство не давало миллиардных дотаций. К тому же, это отчисления, которые платит сам завод, без учета налогов, уплачиваемых поставщиками комплектующих и дилерами. Но ведь кризис был одинаковым для всех. Только некоторые получили помощь от государства, а другие пробиваются сами.

Государство получило налоги, продавцы получили прибыль, автопромышленность получила подъем. А рядовой российский потребитель опять за свои же деньги получил очередное повышение цен на самые «ходовые» модели автомобилей. То есть все расходы на «эффективную» программу переложили на простых автомобилистов. Ведь налоги и отчисления в различные фонды изначально заложены в стоимость машины. То есть платит их покупатель автомобиля, а «АвтоВАЗ» просто формально перечисляет в бюджет.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..