Как Беларусь деревообработку «модернизировала»

07.09.2023

Деревообрабатывающие предприятия концерна «Беллесбумпром», в модернизацию которых вложены огромные государственные средства, начали активно распродавать свое имущество, чтобы как-то выжить в непростых экономических условиях.

Напомним, что модернизация белорусских деревообрабатывающих предприятий была начата в Беларуси в 2007 году. Как заявил «Ежедневнику» на одной из пресс-конференций глава государства Александр Лукашенко, модернизировать деревообработку нужно было для того, чтобы поддержать белорусские предприятия и повысить добавочную белорусской древесины, которая в основной своей массе продавалась без серьезной переработки, а потом возвращалась обратно в Беларусь в виде дорогих стройматериалов или мебели. По мнению президента, наша страна и сама может создавать хорошие продукты из древесины, а не быть сырьевым придатком Европы.

В список предприятий, которые надлежало модернизировать, попали девять белорусских предприятий: «ФанДОК», «Борисовдрев», «Витебскдрев», «Гомельдрев», «Могилевдрев», «Мостовдрев», «Ивацевичдрев», «Речицадрев» и «Мозырский деревообрабатывающий комбинат». Для создания новых высокотехнологических производств были выделены огромные средства — из бюджета и кредитные средства белорусских государственных банков. Как позже констатирует Комитет государственного контроля, в большинстве случае средства выделялись не глядя, без детально проработанных бизнес-планов, без проектов и даже без анализа рынков сбыта на которые планировалось выйти со своей продукцией. Планировалось, что модернизированная белорусская деревообработка не только закроет внутренние потребности, но даст стране еще один экспортный потенциал.

Девять из девяти — стопроцентное попадание

Около пяти лет девять белорусских предприятий были фактически предоставлены сами себе: никто не интересовался, куда они тратят полученные средства и как идет столь важная модернизация. Когда поинтересовались, было уже поздно. Как это обычно бывает в Беларуси, была создана межведомственная рабочая группа по проблемам деревообработки. На предприятия обрушилась комплексная проверка, которая констатировала, что несмотря на все прошедшие сроки, ни на одном предприятии модернизация так и не была завершена. Везде были выявлены злоупотребления, бесхозяйственность, даже элементарная глупость, когда строили цех не продумывая, как будут туда доставлять материалы. В результате стоимость и без того дорогой модернизации вылилась государству в сумму, в несколько раз выше той, которая изначально планировалась. Например, на тот же «Борисовдрев» вместо ранее планировавшихся 40 млн евро было потрачено 109 млн евро. Конечно, по результатам проверок было возбуждено множество уголовных дел, расследование по которым в большинстве своем уже завершены. Но даже посаженные бывшие руководители предприятий, так и не дали ответ, в какую черную дыру ушли государственные средства.

Взять для примера все того же»Борисовдрев», где государство потеряло 69 млн евро. Около одного миллиона списали на бывшего директора Владимира Мальцева, приблизительно столько же на должностных лиц подрядчика — ОАО «Строительный трест №21». Но где оставшиеся 67 млн евро, кто за них ответит? На подобного рода вопросы так никто и не ответил.

Красиво спеть и не сфальшивить

Когда скандалы вокруг белорусской деревообработки улеглись, чиновники правительства и сам президент, наконец, навели там порядок, что позволило все же завершить модернизацию. Однако встал вопрос: «А стоила ли овчинка выделки?».

В правительство и президенту полетели красивые отчеты выпуске новой конкурентной продукции о росте экспорта модернизированных предприятий. При этом про их финансовую стабильность предпочитали не вспоминать.

Между тем, из девяти модернизированных предприятий сегодня в положительной финансовой динамике только одно. Да и оно работает фактически в ноль. Все остальные в глубоком минусе. И это несмотря на то, что государство до сих пор вливает в них деньги, а также реструктуризирует их долги.

Продать, чтобы выжить

И вот еще один знаковый показатель — распродажа своего неэффективно используемого недвижимого имущества. На данный момент концерн «Беллесбумпром» насчитывает 46 крупных предприятий. Из этих 46 компаний, по состоянию на 1 июня 2015 года, 6 активно продавали свои объекты недвижимости, отнесенные к неэффективно используемым. Из названных 6 предприятий, устроивших распродажу объектов недвижимости — 5 это как раз та самая проблемная модернизированная деревообработка.

Абсолютным лидером здесь является ОАО «Гомельдрев», которое выставило на продажу 18 объектов неэффективно используемого недвижимого имущества. Продает предприятие и две столовых столовые (после модернизации, видимо, кормить уже некого), и административные здания и даже цеха. Всего продается без малого 12 тыс. кв. м. ненужных площадей!

На втором месте среди самых распродаваемых оказалось ОАО «ФанДОК», которое выставило на продажу 17 объектов ненужной недвижимости общей площадью около 8 тыс. кв.м. Среди ненужных оказались база отдыха «Вербки», детский оздоровительный лагерь «Лесная сказка», детский сад, и опять же производственная база. Иными словами, в результате модернизации предприятия, дети работников лишись и детского сада и оздоровительного лагеря.

На третьем месте с большим отрывом можно было бы поставить ОАО «Витебскдрев», где как раз наводил порядок нынешний глава администрации президента Александр Косинец. Однако здесь девять объектов ненужной недвижимости площадью более 4,6 тыс. кв. метров, почему-то не продаются, а просто идут под снос.

Совсем уж скромными выглядят ОАО «Могилевдрев» и ОАО «Мостовдрев», которые выставили на продажу по четыре объекта недвижимости. Однако если «Мостовдрев» продает производственные здания лесопиления, то «Могилевдрев» отметился тем, что выставил на продажу административное здание, а также баню, построенную в ходе модернизации.

ОАО «Борисовдрев», где произошли самые главные деревообрабатывающие скандалы, в том числе с участием президента, продает клуб площадью более тысячи квадратов, а также контору и одно производственное помещение.

В качестве заключения следует отметить, что белорусские чиновники до сих пор так и не научилось эффективно использовать бюджетные средства, особенно те, которые выделяются в рамках госпрограмм на модернизацию. Для примера можно привести шкловскую «Бумажную фабрику «Спартак». На модернизацию предприятия были выделены огромные средства, которые бюджет получит назад очень нескоро, если вообще получит. В ходе модернизации фабрика построила и ввела в 2011 году в эксплуатацию здание столовой на 1071 кв.м., которое с того времени и не используется. Сейчас шкловской фабрике поставлена задача все же вовлечь здание в хозяйственный оборот путем сдачи его в аренду. Насколько это реально сдать в аренду более тысячи квадратов столовой — пусть думают чиновники, но для налогоплательщика вопрос стоит другой: Зачем было строить здание, необходимости в котором нет? Или тут также, как в проблемной деревообработке, главное было освоить выделенные средства, а дальше уже что-нибудь придумается?

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..