«Деревянный» протез ВВП

14.11.2023

Для преодоления рецессии российской экономики руководство страны может пойти на ослабление рубля. Эта идея была высказана на Международном экономическом форуме, проходящем сейчас в Санкт-Петербурге. В то же время, как считают многие эксперты, падение курса национальной валюты может спровоцировать только рост цен и не привести к желаемому результату.

О замедлении роста экономики в нашей стране на самом высоком уровне говорят уже несколько месяцев. Несмотря на стабильно высокие цены на нефть, вроде бы достигнутую политическую стабильность и разговоры руководителей государства об улучшении условий ведения бизнеса, экономика России почти не растет.

Увеличение ВВП в этом году ожидается на уровне 2-3%. Это значит, что никаких больших проектов реализовано не будет, а обещания увеличить социальные гарантии так и останутся красивыми словами. Граждане уже могли наблюдать несколько скандалов вокруг выполнения так называемых «майских» указов президента. Глава государства требует от министров решительных мер, а те, фактически, – только разводят руками.

На тему как исправить ситуацию активно спорили участники форума в Санкт-Петербурге. По мнению министра экономического развития Андрея Белоусова, у нашей экономики сегодня три сдерживающих фактора: рост тарифов естественных монополий, рост процентных ставок по кредитам и крепкий рубль.

С первой проблемой уже пообещал разобраться Владимир Путин. «Очевидно, что тарифы больше не могут расти такими же темпами, как прежде», – заявил на форуме президент. Хотя как остановить удорожание, глава государства не пояснил.

Что касается курса рубля, то он уже несколько месяцев продолжает медленно, но стабильно падать и без усилий правительства. С начала года доллар США вырос почти на 10%. Если в этом направлении начнет действовать и государство, то доллар может вырасти значительно больше.

С одной стороны, правительство сможет тогда отчитаться о повышении зарплат и социальных выплат. С другой, – многим гражданам придется сократить потребление и тем более забыть о поездках на заграничные курорты.

Расчет на то, что ослабление рубля повысит конкурентоспособность отечественных предприятий, вряд ли можно принимать всерьез. Просто потому, что в России нет промышленности, способной удовлетворить внутренний спрос. Грандиозный план президента по созданию 25 миллионов рабочих мест в сфере высоких технологий у министров тоже энтузиазма не вызывает. «Есть элементы нагрева, практически полная загрузка мощностей — это то, что отмечает МВФ, низкая безработица. То есть дополнительные вложения приведут к тому, что придется создавать новые рабочие места, но нужна будет новая рабочая сила, а ее нет. Поэтому стоимость рабочей силы будет увеличиваться», – обрисовал журналистам на форуме схему «замкнутого круга» нашей экономики министр финансов Антон Силуанов.

Получается, что остается только обвалить национальную валюту. Или – спокойно смотреть, как она медленно обвалится сама. К примеру, будущий глава Центробанка Эльвира Набиулина на форуме задавалась вопросом: «Зачем возвращаться к управлению курсом?» Как вести себя гражданам при таких сценариях дал совет глава «Сбербанка» Герман Греф. «В такие моменты надо не паниковать и не прилагать активных действий», – заявил он.

Как считают ученые-экономисты, в правительстве пытаются спасти российскую экономику в принципе негодными методами.

– Я не могу даже обсуждать дискуссии по поводу ослабления рубля и выхода из рецессии. На мой взгляд, в нынешней ситуации курс рубля никак не может повлиять на состояние экономики. Ослабление национальной валюты никаких позитивных изменений не принесет, – говорит доктор экономических наук Никита Кричевский.

– На мой взгляд, что манипуляции с курсом рубля могут повлиять на развитие нашей экономики совсем незначительно, – считает доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник МГУ Андрей Колганов. – В принципе, могут быть решения, связанные как с укреплением, так и с ослаблением национальной валюты. Но это никак не может послужить главным рычагом для подъема экономики. Необходимы более глубокие меры.

Искать решение надо не в манипуляции финансовыми механизмами, а в развитии реального сектора экономики. Надо от разговоров о модернизации и инновационной экономики переходить к конкретным делам, которые позволят эту модернизацию провести. У нас же в страшном упадке реальный сектор. Прежде всего, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Их надо поднимать. Надо думать, как обеспечить государственную поддержку этим отраслям, как привлечь в них частные инвестиции. Валютный курс может сыграть только вторичную роль.

«СП»: – Чиновники говорят, что рост производства потребует новых рабочих рук, а их нет.

– Это не так. У нас действительно экономика загружена. Но уровень занятости трудоспособных граждан сейчас ниже, чем был в советское время. У нас есть невостребованные ресурсы рабочей силы: люди, которые сейчас не ищут работу, но могут быть востребованы на производстве. Весь вопрос в том, как подготовить квалифицированные кадры, чтобы произошла модернизация экономики. При росте производительности труда привлечение дополнительной рабочей силы не потребуется.

«СП»: – Чего можно ожидать в ближайшее время?

– Я думаю, что будет происходить вялотекущее снижение курса рубля. Темпы экономического роста будут незначительными. Никаких резких решений наши финансовые власти принимать не будут. Но если вялость экономического развития будет продолжаться, то будут копиться долгосрочные проблемы.

«СП»: – Рост курса доллара сильно скажется на людях?

– До сих пор наш потребительский рынок очень сильно зависит от рынка. Рост курса доллара или приведет к росту цен на внутреннем рынке, либо к сокращению объемов импорта, что опять-таки приведет к росту цен. В общем, веселого ничего нет.

Самое главное, что проблема заключается не в отсутствии денег в стране, а в неспособности государства наполнить бюджет. При нынешней налоговой системе бюджет не в состоянии мобилизовать средства для развития экономики. Налоговую систему надо менять.

– От ослабления рубля экономика не заработает, – говорит ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Владимир Филатов. – Зависимость от импорта у нас велика. Падение рубля будет означать рост инфляции, удорожание кредита и иностранной техники. То есть, упадут и инвестиции. Эффект будет прямо противоположный задуманному.

«СП»: – А в чем причины нынешнего укрепления доллара?

– Во-первых, лето – сезон отпусков. Люди готовятся к поездкам за границу, спрос на доллары растет. Растет спрос и из-за постоянных разговоров о кризисе, рецессии, – рост нестабильности толкает делать накопления в валюте.

«СП»: – О рецессии сейчас говорят постоянно. У нас вроде есть и политическая стабильность, и цена на нефть держится. Откуда рецессия?

– Цены на нефть сейчас достаточно стабильны, соответственно, приток денег в экономику не растет. Поэтому не растет внутренний спрос, не растут инвестиции. А правительство не предпринимает реальных шагов к оживлению экономики. Разговоры ведутся, но больших проектов развития нет, модернизация не ведется. Только кочуем от Олимпиады к чемпионату мира по футболу. Бизнес в больших проектах не заинтересован, потому что рентабельность в реальном секторе ниже, чем в ресурсодобывающей отрасли. Локомотивом развития должно стать машиностроение, новые производства, но государство никак не стимулирует интерес к этим направлениям. Сейчас говорят об инфраструктурных проектах. Но их положительный эффект для экономики не очевиден. Как эти проекты должны окупиться, за какое время – ничего не ясно пока.

«СП»: – Ослабление рубля скажется на уровне жизни людей?

– Конечно, цены-то будут расти. Компенсировать это можно будет ростом заработной платы. Но по производительности труда мы уже неконкурентоспособны. Снижением курса национальной валюты можно стимулировать своих производителей. Но в России сейчас уже нет таких. Будет только рост цен. Но это вряд ли будет развивать производство. Да и как увеличить спрос, если цены вырастут?

«СП»: – На чем же держится наша экономика, если нет производства?

– У нас слабая, недиверсифицированная экономика. В основном, такая торгово-спекулятивная. Есть группа отраслей, которые обслуживают сырьевой экспорт. Легкой промышленности не осталось. В стране есть только множество посреднических операций вокруг передела сырьевой ренты. Стимулировать такую экономику можно только новой индустриализацией, созданием промышленности. Они должны стать и базой роста доходов. А сейчас цены на нефть не растут – не растут и доходы. Не увеличивается спрос. При этом производить у нас дороже, чем в Китае. Усугубляет положение высокая цена на электроэнергию. Для исправления ситуации нужны решительные меры.

«СП»: – Структурой экономики России больше похожа на какую страну?

– Даже в США доля торговли в ВВП ниже, чем у нас. Сравнивать с Германией вообще нельзя. Там значительная часть внутреннего продукта создается промышленностью. До Африки пока еще не скатились. Скорее всего, мы похожи на Латинскую Америку. Но даже не на Бразилию. Несмотря на все дутые цифры о размере ВВП на душу населения и прочие показатели, экономика у нас слабая.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..