Куда текут жидкие доллары?

13.11.2021

Думаю, многие помнят кризис топливного рынка России, нежданно-негаданно грянувший ещё весной. Звучит это более чем бредово, ведь вся наша экономика, по сути, сырьевая, а добытые в прошлом году 505 млн тонн нефти сделали Россию абсолютным лидером мирового нефтяного рынка. К слову, в этом году рекорд обещает быть побитым — за первые шесть месяцев 2011 года из недр было выкачано 252 млн тонн. И при этом на внутреннем рынке страны бензина катастрофически не хватает. Любой здравомыслящий человек на это скажет, что ситуация хоть и абсурдна, но вполне логична — нефтяным компаниям выгоднее продавать «чернёное золото» за рубеж.

Но, как выяснилось, причина не только в этом. Отечественные нефтяники в принципе производят мизерное количество бензина. Какие бы рекорды не были побиты, из добытой нефти на переработку идёт менее половины объёма, при чем переработка-то, в основном, первичная — нефть перегоняют в мазут. Хотя популярность бензина на внутреннем рынке растет прямо пропорционально снижению спроса на мазут. При росте потребления топлива на 20% его производство возросло лишь на 12.8%, в то время как производство мазута — на 28.7%. Куда же он идёт? Ясное дело — за границу. А для производства достаточного количества бензина нефтяным компаниям придется модернизировать производство. По заявлению министра энергетики, если они начнут сейчас, то смогут наладить достаточный объём производства топлива лишь к 2015 году, и в общей сложности это обойдётся в 570 млрд рублей.

Но это опять же «если». Стоит вспомнить, что проведение модернизации обещают уже очень давно, но даже после введения льготных пошлин на темные нефтепродукты никто не почесался. Хотя модернизация идёт, но в несколько ином русле. Как признал вице-президент ЛУКОЙЛа Валерий Субботин, в России всё в порядке с производством… дизельного топлива. И с каждым днём ситуация с дизелем становиться всё лучше. Вот только зачем стране, в которой дефицит бензина, дизель? Ответ опять же плавает на поверхности — это новая статья экспорта. Дело в том, что в странах ЕС дизельное топливо — дефицит. В общей сложности Евросоюз нуждается в 50 млн тонн бензина ежегодно, и судя по всему, в ближайшем будущем эта цифра удвоится. Субботин уверен, что наша страна сможет с лихвой удовлетворить потребности Европы. Вот только, мы с вами к тому времени будем ездить на велосипедах.

Про велосипеды — это ведь почти не шутка. По плану, нефтеперерабатывающие заводы подлежат массовому ремонту. И этой осенью по крайней мере 205 установок пойдут на профилактику (часть уже остановлена). Добавьте к этому горячее желание нефтяников посадить Европу на дизельную иглу, и можете смело идти за велосипедом (только выбирайте с подогревом сидения, зима же скоро). Хотя, что это я, правительство нас спасёт: если учесть очередное понижение экспортных цен на нефтепродукты, вскоре каждого из нас согреет чувство гордости за то, что наша страна — мировой рекордсмен по продаже нефтепродуктов! Знать бы ещё, куда деньги идут.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..