Андрей Паршев о приватизации

24.02.2022

Понятно, что никакого сознательного саботажа указаний президента нет. Есть некие естественные ограничения бюджета, т. е. распределить можно столько, сколько планируется собрать. А если распределяешь денег больше, чем планируешь собрать, то разницу придется покрывать печатанием денег. Правда, есть и другой путь – внешние и внутренние займы, но речь обычно идет именно о печатании денег. Однако это – обоюдоострое решение, и начальники идут на него с неохотой.

Как выходить из сложившейся ситуации, не совсем понятно

Надо хорошо понимать, что не какой-то один отдельный гениальный аналитик предсказал ход развития событий, и события действительно идут согласно этому прогнозу. Все шло к этому, и понятно это было достаточно давно. Предположительно это была главная причина отставки Кудрина, потому что он примерно представлял себе, как у нас будет исполняться бюджет в 2013-2016 гг.

Ни для кого не секрет, что изъятие таможенных платежей из-за вступления России в ВТО приведет к проблемам. Об этом говорил новый министр экономического развития Белоусов. Ничего неожиданного тут нет. В публичном выступлении он оценивал количество того, что бюджет недособирает.

Как выходить из сложившейся ситуации, не совсем понятно. Видимо, не получится обеспечить рост зарплат, но другой вариант – самый плохой, т. е. рост зарплат все-таки будет, но за счет обесценения рубля. Есть и еще один путь развития, не совсем неприятный.

Т. е. в скорректированном бюджете будет предложено приватизировать некую госсобственность и заткнуть дыры этими деньгами, но во время приватизации деньги получаешь один раз, а вот активы теряешь уже навсегда. Вполне возможно, что Минфин ставит высшее руководство нашей страны перед трудным решением. Под приватизацией госсобственности я имею в виду газонефтяные компании. А где же еще взять деньги? В промышленно развитых странах основные поступления в бюджет идут не от торговли ресурсами, а от работающих предприятий. А у нас экономики нет. Вот такая у нас грустная история.

Если мы прибегнем к политике протекционизма, нас будут прессовать как Белоруссию

Проблема в том, что наше руководство упустило время для развития экономики. Экономика не развивается быстро, т. е. изменения в худшую сторону бывают, а вот быстрые изменения к лучшему – нет. Посмотрите, сколько времени пришлось потратить китайцам, чтобы создать свою, процветающую сейчас экономику! Это первое.

Теперь – второе по порядку, но не по важности. Я предполагаю, что наше руководство не представляет себе, как добиться улучшения. Есть и третий момент. Допустим, оно знает, что делать, но на всех путях улучшения нашей экономики лежат препятствия. Я говорю о принятых на себя обязательствах, т. е. мы не имеем права защищать свою экономику протекционизмом, а это – необходимое условие. Если же мы будем защищать свою экономику и прибегнем к политике протекционизма, то это вызовет крайне негативную международную реакцию. Нас будут прессовать как Белоруссию. Кроме того, наша общественность в результате обработки соответствующими средствами массовой информации находится в некоторой оппозиции к идее протекционизма. Иными словами, тут возможны конфликты и внутри, и вне страны. Вот в чем проблема.

Рассуждения же о том, что главное – это прописать в бюджете повышение зарплат, а если это не удастся реализовать, то виноват министр финансов, напоминают мне один армейский анекдот: «– Товарищ полковник, остановите паровоз. – Паровоз, стой, раз-два!». Если паровоз едет, то командой его не остановишь.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..