ОАК продает советское наследие

13.08.2021

Авиастроительная корпорация хочет избавиться от миноритарного пакета в компании «Авиаэкспорт».

Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) ищет покупателя на миноритарный пакет акций внешнеэкономического объединения «Авиаэкспорт». В советское время эта организация была монополистом по поставкам за рубеж отечественной гражданской авиатехники, однако сейчас необходимость в таком экспортном посреднике исчезла.

Недавно ОАК выбрала консультанта — ООО «Бранан», которому будет поручена продажа 15% акций «Авиаэкспорта». За сопровождение продажи пакета акций ОАК должна будет заплатить около 500 тыс. рублей, в зависимости от суммы сделки. Уже к концу августа должны быть подготовлены документы для сделки с наиболее привлекательным покупателем — проект договора купли-продажи акций и документы покупателя.

«Авиаэкспорт» был создан в 1961 году как специализированная организация в системе Министерства внешней торговли СССР. «Авиаэкспорт» поручалось не только поставка за рубеж воздушных судов, но и двигателей, агрегатов, запасных частей для них, аэродромного оборудования, инструмента, а также организация технического обслуживания авиатехники за границей и ряд других вопросов. Основу экспортной программы В/О «Авиаэкспорт» в то время составляли самолеты Ил-12, Ил-14, Ил-18, Ту-104, Ту-124, Ан-2, вертолеты Ми-1 и Ми-4. Авиационная техника поставлялась преимущественно в социалистические страны, а также в ряд государств Азии и Африки.

В ОАК «Известиям» пояснили, что акции В/О «Авиаэкспорт» для них являются непрофильным активом. «Продажа акций компании предусмотрена программой реализации непрофильных активов ОАК», — отмечают в авиастроительной корпорации. Правительство еще в январе выпустило распоряжение, дающее ОАК возможность продать акции «Авиаэкспорта».

Источник, близкий к ОАК, отметил, что сейчас авиационная составляющая бизнеса «Авиаэкспорта» стремительно сокращается, а компания выживает, в основном за счет сдачи в аренду помещений. Он пояснил, что компания сдает помещение в Москве компании «РАО ЕЭС Востока». О том, что компания снимает помещение у «Авиаэкспорта», неофициально подтвердили и в самой энергетической компании. Источник отметил, что сейчас эта деятельность составляет основной бизнес «Авиаэкспорта». Это происходит потому, что продажи российских самолетов упали, а продажей запчастей занимаются сами производители.

Источник отмечает, что продать пакет — непростая задача для ОАК. «В качестве потенциальных покупателей могут быть другие акционеры «Авиаэкспорта» — менеджмент, арендаторы или другие портфельные инвесторы», — отметил источник.

В самом компании «Авиаэкспорт» дать комментарий «Известиям» не смогли.

Эксперты в отрасли не оценивают положение «Авиаэкспорта» на рынке как безнадежное. Так, главный редактор отраслевого агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что для ОАК могут представлять интерес конкретные авиационные специалисты со связями и опытом, которые остались в организации. Кроме того, продажи в ОАК уже давно сконцентрированы в подразделениях корпорации и ее дочерних компаниях. «Вопрос, связанный с продажами сейчас сосредоточен, например, по Superjet в «Гражданских самолетах Сухого», по МС-21 — в «Иркуте», по самолетам для крупных госзаказчиков — непосредственно в головной компании и в дивизионах. Соответственно, такой посредник уже вроде ни к чему», — отмечает Пантелеев. Но, по словам эксперта, после расставания с ОАК компания может существовать в качестве консультанта при продаже авиатехники.

Самым крупным заказом «Авиаэкспорта» в современной истории была поставка пяти грузовых самолетов семейства Ту-204 (с опционом еще на 10 машин) в Китай. Договор об этом ОАО «Туполев», ЗАО «Авиастар-СП» и В/О «Авиаэкспорт» подписали с египетской компанией Sirocco Aerospace International еще в 2001 году. Однако первая поставка состоялась только в 2008 году.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..