Рынок соков в России повторяет путь рынка пива

13.05.2022

Еще 5 лет назад российский рынок соков контролировали четыре местных производителя, зарубежных компаний на нем не было. Сегодня производители те же, но доля международных компаний на рынке превысила 40%. Через несколько лет производство соков в России, полагают эксперты, могут контролировать всего две из них., пишет Радио Свобода. Уже два из четырех крупнейших производителей в России фруктовых и овощных соков куплены зарубежными компаниями. В 2005 г. американская Coca Cola приобрела компанию «Мултон» (выпускает соки «Добрый», Rich, Diva и Nico), вторую на российском рынке. Три недели назад британская инвестиционная компания Lion Capital объявила о покупке компании «Нидан» (соки «Моя семья», «Да!» и «Чемпион»), четвертой в этой индустрии.

А несколько дней назад появились сообщения о том, что и крупнейший в России производитель соков — компания «Лебедянский» (торговые марки «Фруктовый сад», «Я», «Тонус», «Привет», «Долька», «Туса Джуса») — будет продана вскоре главному конкуренту Coca Cola — компании Pepsi. На долю «Лебедянского», по экспертным оценкам, приходится треть российского рынка соков. Доля «Мултон» — примерно 22%, «Нидан» — 18%, «Вимм-Билль-Данн» — 15%. «Если учесть и долю Pepsi, которая до сих пор российских компаний не покупала, но со своим брендом «Тропикана» занимает примерно 2% российского рынка, можно сказать, что более 40% рынка соков в России уже контролируют западные компании», — отмечает заместитель директор аналитического управления инвестиционной компании «Ренессанс-Капитал» Наталья Загвоздина. Российский рынок соков во многом повторяет путь, по которому развивался рынок пива, где все ведущие производители были в итоге куплены зарубежными компаниями.

Однако, в отличие от рынка пива, этот процесс развивался здесь не столь стремительно — российский рынок соков изначально был менее консолидирован, говорит аналитик финансовой корпорации «Уралсиб» Андрей Никитин: «Иностранцы просто выжидали момент, когда ведущие российские компании наберут «критическую» массу». Лидер рынка — фруктовые смеси 5 лет назад среднестатистический россиянин выпивал за год 10-11 л соков. Сегодня — почти вдвое больше. Среднедушевое потребление соков в США — примерно 32 л в год, в Великобритании — 34 л. В странах Восточной Европы — 22 л на человека, то есть на 20% больше, чем в России, отмечает аналитик инвестиционной компании «Тройка-Диалог» Виктория Гранкина. «Рынок соков в США по объемам почти вчетверо больше российского. Но если в 2006 г. он сократился на 5%, то в России вырос на 13%». Более 80% рынка соков в Соединенных Штатах приходится на долю всего одного из них — апельсинового. В Европе те же 80% рынка делят между собой три сока — апельсиновый, яблочный и томатный.

В России самая большая доля рынка — 37% от общих его объемов в 2006 г. — приходится на соки мультифруктовые, то есть из разных фруктов. Далее следуют яблочный сок — 16%, апельсиновый — 14%, томатный — 8%. «В целом на четыре основных вкуса — мультифруктовый, яблоко, апельсин и томат — приходится 75% продаваемых в России соков», — говорит Н.Загвоздина. Львиная доля фруктовых и овощных соков в России (и не только) производится из привозных концентратов. Их путь примерно таков: например, во Флориде произвели концентрат из здесь же собранных апельсинов, или в Бразилии — из манго, затем эти концентраты переправляются в Россию, где их разводят водой, пастеризуют и разливают по бутылкам или пакетам. Более 90% всех продаваемых сегодня в России соков производится из импортных концентратов, отмечает А.Никитин. Хотя российские производители, вероятно, увеличат долю отечественных концентратов томата и яблока, львиная доля которых сейчас завозится из Китая, в целом в ближайшие 2-3 года общая доля концентратов российского производства вряд ли превысит 20%, считает аналитик, так как более половины рынка составляют соки из тропических фруктов, которые в России просто не растут.

Cоса Cola и Pepsi Доля зарубежных компаний на российском рынке соков уже превысила 40%, а через несколько лет она может увеличиться еще почти вдвое, прогнозируют эксперты. Из четырех крупнейших в России производителей соков двое — «Мултон» и «Нидан» — уже проданы. Следующий на очереди — «Лебедянский». На долю трех этих компаний вместе взятых сегодня приходится примерно 70% рынка. Еще один участник «большой четверки» — компания «Вимм-Билль-Данн», однако ее соковый сегмент столь интегрирован в общую структуру бизнеса компании, что его продажа отдельно от сегментов детского питания и молочной продукции пока не представляется возможной, считает А.Никитин. Развитие рынков соков во многих странах мира привело к тому, что на них доминируют в итоге всего 2-3 игрока, добавляет Н.Заговоздина. Как правило, это крупные международные компании. После покупки американской Pepsi крупнейшего производителя соков в Украине — компании «Сандора» — стало ясно, что эта же тенденция глобализации проявляется и на рынках соков стран СНГ. «Не исключено, что лет через 5-7 эти рынки окажутся поделенными тем или иным образом между всего двумя крупнейшими компаниями — Coca Cola и Pepsi», — прогнозирует Н.Загвоздина.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..