Мировые банки выстроились в очередь на выход

04.09.2023

Одного раскрученного бренда в России оказалось недостаточно.

К концу года российский банковский сектор не досчитается некоторых иностранных игроков. Мировые финансовые бренды, достаточно прочно стоящие на ногах на глобальном рынке, не могут удержаться в России. Firstnews решил выяснить, какие банки готовы «хлопнуть дверью» и почему у иностранных гигантов срываются планы завоевания российского клиента.

Как стало известно Firstnews, на российском банковском рынке станет еще одним мировым брендом меньше. 30 декабря прекращает свою работу шведский Handelsbanken. Об этом Firstnews cообщили в самом банке.

Деятельность Svenska Handelsbanken в России была связана с обслуживанием российско-скандинавского и британско-российского бизнеса. О своем намерении покинуть местный рынок банк заявлял еще летом текущего года, не распространяясь о причинах. Эксперты же полагают, что банк сворачивает свой бизнес, чтобы сократить расходы.

Справка

Svenska Handelsbanken AB занимает второе место в рейтинге самых стабильных банков в мире, согласно Bloomberg Markets. В Россию банк пришел в 2005 году с амбициозными планами. По данным на 2009 год располагаелся на 96-й позиции в рейтинге московских банков и на 147-м месте по размеру чистых активов среди банков РФ. Банк не работал с вкладами населения.

Дело в том, что шведский регулятор предлагает четырем крупнейшим банкам страны, в числе которых и Svenska Handelsbanke, установить уровень достаточности базового капитала на отметке 10% с января 2013 года и довести показатель до 12% к 2015 году. Из-за ограниченной возможности привлечения капитала на публичных рынках основным инструментом повышения достаточности капитала является не столько наращивание собственных средств за счет внутренних ресурсов, сколько сокращение взвешенных по риску активов.

«Иными словами банки более аккуратно подходят к формированию нового риска, а также уменьшают объем непрофильных операций, в том числе в других странах», — пояснила Firstnews аналитик банка «ТРАСТ» Юлия Сафарбакова.

Другой такой пример — бельгийская группа KBC, основным условием поддержки которой было сокращение объема активов вне европейский стран. В России бельгийцам принадлежит Абсолют Банк (KBC Bank NV владеет 99% акций). Согласно стратегии группы, Абсолют Банк считается неосновным активом и будет продан.

Стремительно сокращает свои отделения в России еще один «скандинав» — Nordea. Как рассказали Firstnews в банке, с 5 сентября прекратили функционировать отделения в Старом Осколе и Липецке, 30 декабря закрывается отделение в Ярославле, 30 января следующего года — в Белгороде. Впрочем, несмотря на сокращение офисов, в банке сохраняют оптимизм и заявляют, что Россия — привлекательное бизнес-направление.

«Группа Nordea полностью удовлетворена работой российского подразделения, обеспечивающего более высокий в сравнении с европейскими подразделениями маржинальный доход при существенно меньшем показателе NPL (англ. Non-performing loan — «неработающая ссуда»-Firstnews)», — рассказал заместитель председателя правления ОАО «Нордеа Банк» Андрей Мальцев.

По его словам, российский рынок оценивается группой как высокодоходный и обладающий значительным потенциалом дальнейшего развития. Поэтому «дочка» Nordea не просто не планирует уходить с рынка, но и будет и дальше активно расти как в розничном, так и в корпоративном сегмент, заверяет Андрей Мальцев.

По-шведски неспешно сворачивает свой бизнес в России и Swedbank. Еще осенью прошлого года он объявил о том, что к 2012 году его российская дочка Сведбанк сосредоточится на обслуживании скандинавских корпоративных клиентов и полностью закроет розничное направление. В РФ насчитывается шесть отделений, все банкоматы с 1 июля 2011 года прекратили свою работу, а операции по счетам переданы банкоматам «Газпромбанка».

При этом из соседней Латвии о банке приходят весьма тревожные новости. На фоне слухов о банкротстве местное подразделение Swedbank потеряло 176,1 миллиона латов (около 250 миллионов евро). Однако в российской «дочке» Firstnews заверили, что в России ничего подобного не наблюдается и банк работает в штатном режиме

Планы «побега»

Причины, по которых «дочки» мировых брендов не приживаются на российском рынке, разные. Есть банки, которые вынуждены закрывать свои сеть для создания дополнительной финансовой прочности материнских компаний. Другие готовятся к смене стратегии развития, пересматривают свои активы, выделяют наиболее приоритетные направления, в результате чего закрывают российские отделения.

«В условиях, когда экономика Европы находится на грани рецессии, европейские банки меняют свою модель ведения бизнеса. Я уверен, что эти же процессы начнутся и в России. Актуальная задача сегодня не активные инвестиции в развитие сети, а сокращение расходов и повышение эффективности существующего бизнеса», — говорит Андрей Мальцев.

Также есть ряд банков, которые не смогли выйти на запланированные финансовые показатели, а потому вынуждены уйти.

Одними из первых решили свернуть российский розничный бизнес британские группы Barclays и HSBC (о чем ранее писал Firstnews).

Кстати

Банк уже второй раз покидает Россию. Первый раз на такой шаг Barclays натолкнул дефолт 1998 года.

Первая в октябре этого года сообщила о продаже ООО «Барклайс Банк» нескольким инвесторам, в состав которых входит один из ведущих российских банкиров Игорь Ким. Сделка последовала за заявлением Группы Barclays, сделанным 15 февраля 2011 г., о намерении продать свой розничный и коммерческий банковский бизнес в России. Банк решил сосредоточиться на инвестдеятельности – в России продолжает работу Barclays Capital.

HSBC официально объявил об уходе с российского рынка в марте этого года. Банк сворачивает розничный бизнес, но намерен оставить в России корпоративный Banking, а Private Banking при этом сокращается до формы представительства. Кредиты банк передал другой иностранной «дочке».

«В 2011 году банк HSBC выбрал нас в качестве партнера по сворачиванию своих розничных операций в России. В рамках этой сделки мы приобрели весь кредитный портфель банка», — пояснил Firstnews руководитель подразделения развития продуктов кредитных карт ЗАО КБ «Ситибанк» Тимур Смирнов.

В самом «Ситибанке», являющемся 100%-й «дочкой» американской Citigroup, Россию считают приоритетным направлением. Впрочем, открывать новые отделения банк пока не планирует.

«Мы концентрируемся на более эффективных и современных способах взаимодействия с нашими клиентами: открываем центры платежей и кредитования, расширяем возможности нашего Интернет-банка и мобильного банка, предоставляем клиентам возможность бесплатно использовать более чем 3000 терминалов для осуществления платежей», — рассказал Тимур Смирнов.

От Амстердама до Нью-Йорка

О намерении закрыть часть своих подразделений на территории России заявил и французский BNP Paribas. Первого декабря банк проинформировал своих клиентов о закрытии сразу двух офисов – в Москве и в Нижнем Новгороде. Всего два офиса вместо работающих ранее шести компания оставила в Северной столице.

Итальянский гигант UniCredit SpA заявляет, что Россия остается стратегическим направлением для кредитной организации. Однако в итальянских СМИ появилась информация о том, что банк планирует до конца года продать три российских фонда.

Голландский Rabobank отказался от развития бизнеса в России в пользу более перспективных направлений, к которым банк относит США, Индию, Бразилию и Китай. В феврале 2011 года российская «дочка» вернула Центробанку свою лицензию.

От европейских коллег не отстают и американские банки. В прошлом году Morgan Stanley продал «Городской ипотечный банк» банку «Восточный экспресс». Ему же «сбыл» свою «дочку» испанский Santander.

Вышли не вовремя

В середине 2000-х многие иностранные «дочки» заявляли масштабные планы экспансии на российском рынке. Тогда материнские структуры предоставляли им сравнительно дешевое финансирование, что обеспечивало конкурентные преимущества. Российского клиента банки собирались брать громким брендом и многолетней историей.

Однако в планы экспатов вмешался мировой финансовый кризис — вопрос о финансировании дочерних структур для многих гигантов перестал быть приоритетным. Если в период с конца 2003-го по конец 2008 года доля нерезидентов выросла с 5,2% до 28,5%, то к началу 2011 года она сократилась до 24,6%.

В основном российские отделения закрывают банки, вышедшие на российский рынок в предкризисный период, отмечают эксперты.

«Входной билет на российский рынок стоил очень дорого, в связи с ожиданиями стремительного роста – банковский сектор действительно бурно развивался в 2006-2008 годах», — поясняет консультант департамента Due Diligence «2К Аудит — Деловые Консультации/Морисон Интернешнл» Андрей Чернявский.

Например, Barclays вышел на российский рынок незадолго до кризиса в 2008 году, приобретя Экспобанк за $745 млн (с рекордным коэффициентом к капиталу 4). Однако, как и многие другие новые игроки, не смог выдержать конкуренцию с лидерами рынка и был продан с серьезным дисконтом.

При этом крупнейшие иностранные банки, которые открылись в России задолго до кризиса и сейчас занимают не последнее место в российском банковском секторе, уходить из РФ не собираются. ЮниКредит, Societe Generale, Райффайзенбанк и многие другие, напротив, делают ставку на российский рынок, где они уже занимают ведущие позиции.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..