Два шага к «Росавиа»

22.02.2022

Юрий Лужков и Сергей Чемезов согласовали компромиссный вариант создания конкурента «Аэрофлоту»

Правительство Москвы и «Ростехнологии» все же объединят свои авиационные активы. А ведь совсем еще недавно казалось, что проект по созданию будущего конкурента «Аэрофлоту» провалится. На недавней встрече Юрий Лужков и Сергей Чемезов согласовали параметры формирования совместной авиакомпании «Росавиа». Схема присоединения столичного «Атлант-Союза» к активам «Ростехнологий» такова, что должна устроить и санкт-петербургское крыло будущего перевозчика, — авиакомпанию «Россия».

ВОЙНА КОНЦЕПЦИЙ

Идее создать авиакомпанию «Росавиа» с участием «Ростехнологий» и правительства Москвы уже около года. Первоначальные планы Чемезова и Лужкова были до того радужными, что казались невыполнимыми. Предполагалось, что «Росавиа» начнет полеты летом 2009 г., а с 2012 г. ее флот в 250 самолетов будет перевозить по 20 млн человек ежегодно. Увы, лайнеры с логотипами «Росавиа» на фюзеляжах пока не принимают на борт пассажиров. За год создатели новой авиакомпании мало приблизились к тому, чтобы ОАО «Авиакомпания» (юрлицо «Росавиа») можно было назвать настоящей авиакомпанией.

Проблема в том, что в «Росавиа» решили собрать из слишком уж разных перевозчиков — разных как по форме собственности, так и положению на рынке, степени разветвленности маршрутной сети, состоянию флота. А еще у каждого потенциального «кусочка» будущей суперкомпании свой аэропорт базирования. И конфликта интересов тут было не избежать.

Главный из них развернулся вокруг двух потенциальных центров «Росавиа» — петербургской авиакомпании «Россия» и принадлежащего московским властям перевозчика «Атлант-Союз». Предложив «Атлант-Союз» в качестве участника проекта «Росавиа», столичное правительство рассчитывало получить крупную сетевую авиакомпанию, которая «поселится» в принадлежащем Москве аэропорту «Внуково». К этому все дело и шло. Именно такой сценарий подразумевала первоначальная концепция объединения, которую разработал первый руководитель «Росавиа» Виталий Ванцев, по совместительству совладелец «Внуково». Он предложил перенаправить потоки пассажиров из Петербурга в Москву, и уже отсюда разводить людей по России и другим странам.

Понятно, что такое развитие событий никак не устраивало ни ГТК «Россия», лишавшуюся в этом случае построенного в северной столице бизнеса, ни администрацию Петербурга, получившую в свое распоряжение аэропорт «Пулково» и имевшую на него далеко идущие планы. Уступать никто не собирался, и во властных кабинетах началась битва концепций. В результате, автор спорной концепции Ванцев покинул пост руководителя «Росавиа». Вскоре подал в отставку и отчаянно сопротивлявшийся «московскому» сценарию гендиректор ГТК «Россия» Сергей Михальченко.

И НАШИМ И ВАШИМВ «Ростехнологиях» тем временем уже изучили состояние переданных им активов и поняли, что заявленных на старте проекта показателей им не достичь. У большинства перевозчиков, подлежащих включению в «Росавиа», изношенный парк и слабая маршрутная сеть. Да еще кризисные проблемы с долгами. Так что о конкуренции с «Аэрофлотом», самой крепкой и стабильной российской авиакомпанией, стали говорить уже не так громко. А потом энтузиазм пропал и у правительства Москвы. Четких гарантий относительно «Внуково» как аэропорта базирования «Росавиа» не было, к тому же Чемезов заверил Валентину Матвиенко в том, что интересы администрации Петербурга в проекте обязательно будут учтены.

В начале августа мэрия выразила желание повременить с включением «Атлант-Союза» в «Росавиа», и авиационный проект года тут же похоронили. А зря. На прошедшем в середине августа авиасалоне МАКС в Жуковском Сергей Чемезов заявил о готовящемся крупном контракте «Росавиа»: не созданный еще перевозчик собирается разместить гигантский по нынешним временам заказ на изготовление среднемагистральных самолетов. До конца года компания планирует заказать 65 машин типа Airbus 320 и (или) Boeing 737. Эти самолеты нужны «Росавиа» начиная с 2011 г., потому что флот потенциальных участников будущего перевозчика оставляет желать лучшего.

А теперь «Ростехнологиям» удалось сохранить в партнерах и правительство Москвы. И это очень важно. Ведь, прежде чем начать строить «Росавиа» без мэрии, госкорпорация должна была бы расплатиться с «Атлант-Союзом» по долгам «ЭйрЮнион», которые под гарантии «Ростехнологий» столичная авиакомпания взяла на себя. По данным Slon.ru, Сергей Чемезов и Юрий Лужков решили создавать «Росавиа» совместными усилиями. Они не стали подписывать никаких документов на этот счет — официальное обнародование их планов намечено на следующую неделю, 23 — 25 сентября, когда пройдет совет директоров ОАО «Авиакомпания». Но Slon.ru узнал некоторые подробности

ШАГ ЗА ШАГОМ

Формирование «Росавиа» будет разделено на несколько этапов. Что-то подобное предлагал в свое время и Ванцев, но кардинальное отличие от его концепции в том, чтобы не перенаправлять существующий петербургский пассажиропоток на «Внуково». На первом этапе «Росавиа» будут переданы акции «Атлант-Союза», принадлежащие московскому правительству, а также акционированные на данный момент авиапредприятия «Ростехнологий», — это «Саратовские авиалинии», «Владивосток авиа» и «Сахалинские авиатрассы». Эти четыре авиакомпании за первые 7 месяцев 2009 г. перевезли 1,3 млн человек (для сравнения: одна ГТК «Россия» за тот же период перевезла 1,6 млн пассажиров, а «Аэрофлот» — 4,7 млн). В такой «Росавиа» «Ростехнологии» получат 51%, а правительство Москвы — 49% акций.

Остальные авиакомпании «Ростехнологий» — ГТК «Россия», «Оренбургские авиалинии» и «Кавминводыавиа» — пока еще ФГУПы. И в состав «Росавиа» они войдут уже на втором этапе. Срок его исполнения пока точно назвать нельзя. Ведь все компании нужно акционировать, а из «Оренбургских авиалиний» и «Кавминводыавиа» еще и выделить аэропорты. Практика показывает, что на это может уйти от одного года до двух. К этому времени как раз в «Росавиа» начнут поступать новые самолеты — если, конечно, компания действительно успеет их законтрактовать до конца года.

Интересно еще и другое. По суммарному объему перевозок, а, значит, и по размеру бизнеса, вторая группа компаний вдвое превосходит первую. За 7 месяцев 2009 г. ГТК «Россия», «Оренбургские авиалинии» и «Кавминводыавиа» вместе перевезли почти 2,8 млн человек. Что сможет противопоставить этому правительство Москвы, чтобы сохранить влияние в «Росавиа» после второго этапа, пока непонятно. Ранее столичные чиновники не исключали денежной доплаты за свою долю. Так или иначе, но мэрия не может иметь в новой авиакомпании меньше блокирующего пакета.

Такая схема объединения авиакомпаний выглядит компромиссной для всех сторон.

Ведь до тех пор, пока в «Росавиа» не включат следующую порцию авиакомпаний, она будет холдинговой структурой: «Росавиа» просто будет владеть акциями этих авиакомпаний и координировать из деятельность. Для Петербурга это означает, что, по крайней мере, еще пару лет у него будет полноценный базовый перевозчик. В последующем участников «Росавиа» переведут на единую акцию и один сертификат эксплуатанта. Но они превратятся в региональные филиалы «Росавиа», базирующейся в четырех или пяти аэропортах: «Внуково», Красноярск, Владивосток (или Хабаровск), возможно, Самара, и, конечно же, «Пулково». Ведь петербургскому аэропорту, в котором вот-вот начнется масштабная реконструкция, полноценный филиал крупной авиакомпании со своей маршрутной сетью будет далеко не лишним.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..