Украина: чтобы договориться с РФ, нужны новые аргументы

09.12.2021

Успехи Украины, добивавшейся от России всего двух уступок — гарантий на сохранение статус-кво в прокачке газа для Европы по украинской трубе и пересмотра пресловутой путинско-тимошенковской формулы цены российского газа — пока что незначительны. С формулой ничего не получается, а гарантия практически ограничена временем ввода в эксплуатацию обходных российских газовых потоков.

Не лучшим образом решается и задача модернизировать украинскую газотранспортную систему при участии европейских стран и России, доказав таким образом невыгодность обходных маршрутов. Но Россия этого не хочет, поскольку взяла курс на слияние (читай: поглощение) Нафтогаза с Газпромом. Европа же в условиях кризиса вынуждена тщательно считать деньги и вряд ли будет руководствоваться политическими мотивами и вкладывать миллиарды в трубу, у которой нет экономической перспективы. Так что украинское правительство, скорее всего, ведет всего лишь сложную дипломатическую игру, демонстрируя свое доверие полученным на днях европейским векселям (модернизация украинских трубопроводов остается приоритетом для Европейского Союза). А на самом деле наши власти вынуждены куда серьезнее рассматривать заявление еврокомиссара по вопросам энергетики Гюнтера Оттингера: «Модернизация газотранспортной системы не имеет смысла, если нет газа, а газ поступает из России»…

Но одно дело добиваться помощи или уступок (а при нынешней ситуации было бы правильнее сказать — просить), и совсем другое — показать, что и у нас имеются существенные и довольно болезненные аргументы. Хорошо бы и Украине заполучить свою «газовую дубинку» — курс на сокращение российского газового импорта. И для этого кое-что уже делается.

Так, недавно было заявлено, что Нафтогаз Украины готовится существенно нарастить добычу природного газа. Как сообщил на слушаниях в украинском парламенте директор департамента НАК Александр Зейкан, «в 2011 году компания планирует получить специальные разрешения на геологическое изучение и исследовательско-промышленную разработку таких участков, как площади Лучицкого и Абиха в восточной части Черного моря, а также площадей Оболонской, Ямпольской, Дронивской, Водищанской, Чутивской, Славянской, Суходоливской Днепровско-Донецкой впадины». Кроме того, правительство уже разрешило выдать Нафтогазу Украины лицензию на разработку нефтегазовой площади Палласа в Черном море.

Одновременно с этим ведется подготовка к началу добычи нетрадиционных полезных ископаемых. В частности, в ноябре 2010 года Минприроды и НАК «Надра Украины» презентовали на выставке и конференции World Shale Gas-2010, которая прошла в США, месторождения сланцевого газа, которым богата Украина. Цель, конечно, состояла в том, чтобы привлечь к их изучению и разработке международных инвесторов и партнеров. И, похоже, получается. Вчера, открывая заседание правительства, премьер-министр Николай Азаров сообщил, что компания Chevron Corp., вторая по величине в США, подтвердила готовность участвовать в разработке на Украине месторождений сланцевого газа и вкладывать средства в его добычу.

Еще одним таким крупнейшим и даже официальным национальным проектом Украины является строительство морского терминала для приема сжиженного природного газа. Проект «СПГ терминал» даже получил на днях утвержденный Кабмином новый план первоочередных мер по подготовке и реализации этого национального проекта. В соответствии с этим планом «Нафтогаз» должен обеспечить закупку услуг по разработке технико-экономического обоснования проекта уже в первом квартале 2011 года. В участии в тендере на разработку заинтересованы 20 компаний из США, Японии, Канады, Кореи и Украины. И уже до конца сентября 2011 года работа по подготовке ТЭО должна быть закончена, на основании чего будет разработан бизнес-план. Об этом в ходе круглого стола «СПГ-терминал — старт проекта: путь к энергетической независимости Украины» сообщил заместитель министра энергетики и угольной промышленности Игорь Кирюшин. Сейчас рассматриваются три возможные площадки для строительства терминала — порты Южный, Очаков и Феодосия. Ориентировочная стоимость строительства и инфраструктуры составляет от 1,21 долл. до 1,38 миллиардов долл. Первую очередь предполагается ввести в эксплуатацию в четвертом квартале 2014-го, вторую — еще через два года.

Руководитель рабочей группы «Национальные проекты» Владислав Каськив сообщил о подписанном в Давосе меморандуме между Украиной и Азербайджаном, в соответствии с которым украинский терминал будет обеспечиваться газом (2 млрд куб. м до 2014 года и 5 млрд куб. м до 2015 года). При этом он уточнил, что на Украине рассчитывают и на другие источники диверсификации.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..