«Роснефть» замахнулась на вотчину «Газпрома»

01.09.2023

Не успела «Роснефть» объявить о сделке по приобретению ТНК-ВР и закрепиться таким образом на лидирующих позициях в списке крупнейших нефтедобывающих компаний мира, как у нее появилась новая цель: газовый рынок. Пока объемы производства «Роснефти» несравнимы с показателями «Газпрома», но независимые компании «Роснефть» уже начала поджимать.

По итогам 2011 года в России было добыто 670,5 миллиарда кубометров газа. Большая часть из этого объема, как и положено монополии, пришлась на «Газпром» — он добыл почти 510 миллиардов кубометров. Главным конкурентом госкомпании остался независимый «Новатэк» с объемом добычи в 53 миллиарда кубометров. На остальных производителей осталось чуть больше ста миллиардов, причем значительная часть из этого объема пришлась на нефтяников — они занимались добычей газа как побочным бизнесом: на нефтяных месторождениях часто есть и значительные объемы газа.

Так, «Роснефть» по итогам 2011 года добыла 11,8 миллиарда кубометров газа. В текущем году этот объем увеличится в несколько раз, так что госкомпания станет прямым конкурентом «Новатэка». И есть подозрение, что на этом руководитель «Роснефти» Игорь Сечин не успокоится — в конце концов, если у «Газпрома» есть своя отдельная «Газпром нефть», то почему у «Роснефти» не может быть своего «»Росгаза»?

Сделка с «Итерой»

Активный интерес к газовой отрасли «Роснефть» стала проявлять еще до того, как Игорь Сечин в мае 2012 года покинул пост вице-премьера и устроился руководить госкомпанией. В феврале было объявлено, что «Роснефть» создаст совместное предприятие с «Итерой», одним из независимых производителей газа в России. По условиям СП, «Итера» отдаст свои крупнейшие добывающие активы, а поскольку контроль в нем будет принадлежать «Роснефти», то можно говорить о фактическом поглощении госкомпанией месторождений «Итеры».

В 2011 году независимый производитель добыл чуть больше 10 миллиардов кубометров газа. Это означает, что «Роснефть» с помощью сделки значительно увеличивает собственную добычу, ведь «Итера» передала в СП уже действующие месторождения, а «Роснефть» — те, которые еще предстоит освоить. При этом в сообщении компаний о сделке говорилось, что в будущем СП планирует приобретать и другие активы.

Уже тогда аналитики заподозрили, что «Роснефть» может готовиться к атаке на «Газпром» и на его монопольное право на экспорт топлива из страны, хотя тогда предпосылок было все же не очень много: «Газпром» и «Роснефть» публично не ссорились, да и с уровнем добычи даже и в 20 миллиардов кубометров надеяться на значительный доход от экспорта «Роснефти» все же не стоило.

Сделка с ТНК-ВР

Осенью 2012 года выяснилось, что «Роснефть» не собирается останавливаться на достигнутом. Понятно, что основной бизнес ТНК-ВР, третьей по величине нефтедобывающей компании страны, лежит все-таки в области добычи, переработки и продажи нефти, но и газовые активы компании оказались вовсе не маленькими. Более того, ТНК-ВР в 2011 году обошел «Роснефть» по добыче газа — его показатель составил 12,2 миллиарда кубометров.

В октябре «Роснефть» объявила, что купит все 100 процентов ТНК-ВР, причем соглашения как с российскими акционерами, так и с британскими — обязывающие. Это означает, что завершению сделки могут помешать совсем уж неожиданные обстоятельства. Когда «Роснефть» все же поглотит ТНК-ВР, вся добыча газа последней перейдет к госкомпании, что позволит ей (с учетом СП с «Итерой») добывать более 30 миллиардов кубометров и значительно оторваться от всех других конкурентов, кроме «Газпрома» и «Новатэка».

В начале октября «Интерфакс» со ссылкой на презентацию «Роснефти» сообщал, что в будущем компания планирует довести добычу газа до 100 миллиардов кубометров в год. Дело это, правда, не ближайших лет: в 2013-2014 годах «Роснефть» предполагает добыть 34 миллиарда кубометров, в 2015-м — 37 миллиардов, в следующем году совершить скачок до 72 миллиардов, а к 2017-му — до 77 миллиардов. В презентации также подчеркивается, что доля газа в добыче «Роснефти» составляет 15 процентов, а в запасах — 26 процентов: перспективы для наращивания производства газа у госкомпании явно есть.

Шельф

Правительство России, как известно, ограничило доступ добывающих компаний к шельфу: получить лицензии могут только госкомпании, имеющие опыт работы на шельфе более пяти лет. Фактически шельф оказался разделен между «Роснефтью» и «Газпромом», но на многие месторождения Роснедра лицензии еще не выдало. Понятно, что частникам они не достанутся, но вот будет ли конкуренция между «Роснефтью» и «Газпромом»?

Судя по слухам, идущим от правительства России, — будет. Так, если верить источникам «Интерфакса», вице-премьер Аркадий Дворкович написал «на самый верх» письмо, в котором рассказал, почему правительство до сих пор не выдает лицензии «Газпрому» и «Роснефти». Одним из пунктов в это письме значилось то, что на несколько лицензий претендуют обе госкомпании.

Впрочем, в самих «Роснефти» и «Газпроме» это опровергают. Руководители госкомпаний Игорь Сечин и Алексей Миллер также написали президенту Владимиру Путину, причем не одно письмо, а сразу два. В них говорилось, что противоречий между «Роснефтью» и «Газпромом» нет и что лицензии надо бы выдать поскорее — а то вдруг еще правительство передумает и решит пускать на шельф частников.

Если «Газпром» и «Роснефть» добьются своего, то ресурсная база обеих госкомпаний сильно увеличится. Понятно, что добыча топлива на шельфе начнется не сразу, но, когда это все-таки произойдет, и «Роснефть», и «Газпром» еще больше оторвутся по объемам от своих частных конкурентов.

Куда деть?

Как только «Роснефть» стала крупным игроком на газовом рынке, она тут же задумалась о том, что ей с добытым газом делать. При небольших объемах ответ для всех компаний простой: надо сдать топливо «Газпрому», а уж тот разберется, куда его деть. Однако когда речь заходит о нескольких десятках миллиардов кубометров, то гораздо выгоднее найти собственных клиентов и использовать «Газпром» только в качестве транспортировщика.

«Роснефть» долго свой газ рекламировать не пришлось — уже 1 ноября госкомпания объявила о заключении гигантской сделки с энергетической «Интер РАО». Ранее Сечин как руководитель «Роснефтегаза» (основного акционера «Роснефти») настаивал на том, чтобы эта госкомпания стала акционером «Интер РАО», но споры в правительстве вокруг денег «Роснефтегаза» пока ни к чему не привели. Впрочем, и без участия «Роснефтегаза» «Роснефть» имеет доступ к документам «Интер РАО» — госкомпания является миноритарием энергетического холдинга с долей чуть более чем в процент.

Сделка «Роснефти» и «Интер РАО» поистине гигантская — госкомпания получила право на поставки газа на 25 лет начиная с 2016 года, причем «Роснефть» должна поставить 875 миллиардов кубометров. Это дает по 35 миллиардов кубометров в год и, в общем-то, закрывает для «Роснефти» вопрос о том, куда отдавать добытое топливо.

Сейчас основным поставщиком газа для «Интер РАО» является «Новатэк». Фактически «Роснефть» лишила независимого производителя места сбыта трети добычи, и неудивительно, что акции «Новатэка» на бирже тут же обрушились более чем на шесть процентов.

Агрессивная политика «Роснефти» уже фактически привела к тому, что госкомпания всего за год сумела нарастить нефтедобычу на несколько десятков процентов, а газодобычу — в несколько раз. При таких темпах скорого конфликта с «Газпромом» не избежать, а там, глядишь, и вновь поползут слухи о слиянии «Газпрома» с «Роснефтью». Такие слухи уже крутились на рынке в 2004-2005 годах, но тогда «Роснефти» отводили лишь роль «дочки» «Газпрома». Сейчас Сечин на такие условия точно не согласится.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..