Золотовалютные резервы некуда девать?

18.05.2023

Желание нашего ЦБ включить в золотовалютные резервы австралийский и канадский доллар можно сравнить с намерением диверсифицировать депозит. Однако меня удивляет желание вообще держать столь огромный депозит за рубежом в то время, когда у нас в стране нужно обновлять основные фонды.

По словам зампреда Центрального Банка России Улюкаева, Россия, возможно, включит в свои золотовалютные резервы канадские и австралийские доллары. Данные изменения в структуре резервов, по словам Улюкаева, обусловлены необходимостью диверсифицировать резервы в связи с сильными колебаниями курсовой стоимости пары евро/доллар.

На первый взгляд странно, что сырьевая страна хочет диверсифицировать свои резервы валютами других сырьевых стран. Данная позиция точно никак не укрепляет позиции рубля, поскольку как рубль, так и канадский доллар с австралийским зависимы от мировых цен на сырье. Если сырье будет падать в цене, то сырьевые валюты будут падать вместе с рублем. Однако подобное хеджирование в текущий момент не столь важно, поскольку золотовалютные резервы нашего ЦБ на 1 июня 2010 года составляли 456 млрд долларов, притом что денежная база в широком определении на ту же дату была 6 859 млрд рублей. При текущем курсе получается, что ЦБ может дважды выкупить все наличные рубли в обращении. Также уровень резервов ЦБ на 1 января 2010 года покрывал весь импорт страны на 20,8 месяцев. Для сравнения: резервы Китая покрывали 26,7 месяца, США – 2,6 месяца, Германия – 1,8 месяца. При текущих резервах у ЦБ не стоит задача хеджировать риски.

К золотовалютным резервам при таких объемах надо относиться именно с позиции резервов – некоего депозита. Похоже, также относятся к этому и в ЦБ. Резервы предназначены для того, чтобы сохранить средства, поэтому волатильность доллара и евро, похоже, не совсем радуют руководство Центрального Банка. Россия и Китай год назад заявляли о том, что перейдут на собственные валюты во взаиморасчетах друг с другом. Также Россия была одной из инициаторов выноса на всеобщее обсуждение вопроса об некой наднациональной валюте.

Доля золота, например, в ЗВР ЦБ неуклонно растет и уже составляет 6%. За 2009 год золотой запас страны вырос на почти 130 тонн – с 519 тонн 1 января 2009 года до 649 тонн на 1 января 2010 года. Похоже, что внутри ЦБ растет недоверие к доллару и евро. Ввиду этого и встал вопрос о включении в состав резервов австралийского и канадского долларов.

Возможно, в будущем стоит ожидать дальнейших попыток ЦБ диверсифицировать золотовалютные резервы с помощью других валют. Для текущего регулирования курса рубля и сглаживания перетоков капитала вполне хватит объема резервов вдвое (а возможно – и втрое) меньшего.

По данным ЦБ РФ на 1 января 2009 года, у России положительное сальдо чистой международной инвестиционной позиции в объеме $254 млрд долларов. То есть мы (государство, российские банки, компании и частные лица) владеем $1,009 трлн иностранных активов (по неофициальным данным, наши активы составляют до $2 трлн). Во второй половине 2008 года совокупные обязательства страны (то есть объем иностранных активов) сократились у нас почти на $500 млрд долларов – с $1,244 трлн в начале 2009 года до $755 млрд в начале 2009 года (уверен: львиная часть из этого объема – перекрестное владение через офшоры). Поэтому ждать резкого бегства капитала из страны уже не стоит, и не стоит держать столь значительные резервы «под подушкой».

Примечателен тот факт, что из триллиона иностранных активов, которыми владеют все резиденты страны, доля ЗВР – около 42%. То есть наши власти сами выводят деньги из страны. Потому что 456 млрд долларов ЗВР работают на другие страны. Конечно, можно понять страхи Кудрина по поводу того, что все эти деньги пускать во внутренний оборот нельзя, поскольку из-за этого наша экономика перегреется, и мы «надуем» огромное количество «мыльных пузырей». Рубль укрепится, тем самым сделает неконкурентоспособными наши обрабатывающие предприятия.

Но и резервировать такую огромную сумму тоже не стоит. Новость по поводу того, что теперь австралийский и канадский доллары будут в наших резервах, наводит меня на мысль о том, что у ЦБ сейчас действительно есть проблема: в чем держать эти резервы?

Я как-то писал статью про политику господина Кудрина. Нельзя иметь столь консервативную модель финансов для страны, которая хочет экономического роста, у которой нужно обновлять основные фонды. Как минимум половину резервов надо вложить в национальную экономику. Но нужно придумать модель, при которой данные средства пойдут не просто во внутренний оборот, а именно на инвестиции. Тем самым мы сократим сегодняшний дисбаланс в потреблении и производстве. К сожалению, приток капитала в Россию до 2008 года в основной своей массе шел именно в рост потребления. Ярким примером такого дисбаланса является сектор недвижимости, в которой спрос ввиду развития ипотечного кредитования значительно вырос, в то время как инвестиции в строительную инфраструктуру изрядно отстали от спроса. Как результат – цены на недвижимость в России обогнали цены во многих более богатых западных странах.

Если наш ЦБ найдет способ превратить хотя бы 200 млрд долларов резервов в производственные мощности в стране, то наш ВВП будет расти темпами, сравнимыми с ростом китайской экономики в докризисный период. Если 200 млрд долларов всяческих западных «бумажек» поменять на 200 млрд долларов западных станков, промышленного оборудования, технологий, кранов и прочих средств производства, то, исходя из того, что стоимость одного рабочего места в производстве по оборудованию составляет $100 тыс. (именно только по оборудованию), мы сможем создать до двух млн рабочих мест на производстве. Данные рабочие места окупят себя в очень короткий период – и в части увеличения налоговых поступлений, и в части импортозамещения, и увеличения тех же резервов.

Возможно, в стране стоит создать некий банк, который выпустит долговые бумаги на 200 млрд долларов – которые купит ЦБ. Новый инвестиционный банк будет выдавать кредит на покупку промышленного оборудования по ставке 0%. Также возможна работа в лизинг – также по ставке 0%. Тысячи предприятий смогут обновить свое оборудование за счет этого, тем самым увеличив свою эффективность, производительность труда и конкурентоспособность. Деньги по факту не поступят во внутренний оборот и не разгонят инфляцию, поскольку уйдут со счетов инвестбанка сразу к иностранному поставщику.

Да, скорее всего, часть из этой суммы разворуют. Часть компаний, купивших оборудование, обанкротится. Возможно, наиболее «смышленые» придумают схемы реэкспорта. Но даже если страна получит половину из этой суммы в виде «халявных» станков, то на сей подарок найдутся и частные инвесторы. Подобные условия закупки оборудования значительно сократят инвестиционные издержки при постройке новых заводов. И в результате наша страна станет более привлекательной для иностранных компаний в части строительства новых производственных мощностей. В результате чего совокупный объем инвестиций, возможно, будет больше затраченной государством суммы.

Опережающий рост инвестиций в производство по сравнению с ростом потребления станет лучшим методом борьбы с инфляцией. Это позволит Центробанку в итоге еще более сократить ставки и искоренить инфляцию.

Многие читатели, возможно, посчитают данную статью «мечтами идиота». Но проедать ресурсы и вечно копить резервы, наивно полагая, что нам их хватит, чтобы сгладить колебания цен на сырьевых рынках – по моему убеждению, не менее глупо.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..