Когда нефть ВСТО станет маркерным сортом на рынках АТР

03.08.2021

Минэнерго РФ начинает продвижение российского сорта нефти ESPO (ВСТО) в качестве маркерного (эталонного) на рынках Азиатско-Тихоокеанского региона, передало ИТАР-ТАСС со ссылкой на сообщение министерства.

Такую задачу анонсировал министр энергетики РФ Александр Новак в ходе совещания на российской товарной бирже СПбМТСБ. Задач, собственно, три: 1) развитие биржевой торговли нефтью, 2) формирование маркерного сорта нефти Espo, 3) продвижение на рынках стран АТР ценового индекса этой российской марки нефти. Заявка серьезная, но при ее реализации у Минэнерго возникают специфические трудности.

Во-первых, до сих пор официальной биржевой цены нефти в стране не существует. Хотя разговоры о создании биржи нефти и нефтепродуктов идут несколько лет, ВИНКи активно противятся созданию биржевых механизмов в топливной отрасли — непрозрачные схемы ценообразования позволяют минимизировать налогообложение и не раскрывать запутанные структуры собственности.

О том, что нефть из Козьмино, включая нефть с Сахалина, может стать основным международным ценовым эталоном, если будет продаваться на спотовом рынке, еще в июле 2009 года заявил Питер Кэдди, директор по развитию бизнеса Argus Media. В частности, так развитый спотовый рынок превратил сорта Brent и Dubai в маркерные, хотя фьючерсы по Brent, как правило, вообще не подразумевают физической поставки нефти.

Поэтому развитие мирового рынка ESPO в отсутствии биржевого рынка нефти внутри России вряд ли реально.

В то же время физико-химические характеристики сорта ESPO уже сформированы. Отгрузки нефти из Козьмино идут с начала 2010 года, и неизвестны претензии потребителей к качеству сырья. О хороших свойствах ESPO говорит тот факт, что если в начале 2010 года российская нефть отгружалась дешевле маркерного для АТР сорта Dubai, то в декабре пошлого года, например, премия сорта ESPO к Dubai выросла до 4,3 долларов. Как отметил глава «Транснефти» Николай Токарев, российские нефтяные компании, поставляя нефть по ВСТО, получают дополнительный доход по сравнению с западным направлением экспорта до 30 долларов с тонны.

На сегодня содержание серы в восточно-сибирском сорте составляет 0,51% при допустимом декларируемом уровне в 0,65%. Другое дело, что сохранение таких характеристик требует от правительства определенной жесткости в подходах. Нефтяные компании неохотно отдают легкую и малосернистую нефть в систему «Транснефти». Например, легкая нефть Харьягинского месторождения, которая разрабатывается на условиях соглашения о разделе продукции, экспортируется, минуя нефтепроводы «Транснефти». По железной дороге через порты «Новороссийск-2» и «Туапсе» идет на экспорт качественная нефть Siberian Light (0,57% серы). Нефтяникам выгодно увеличить чистый поток этой нефти, не смешивая ее с высокосернистой Urals.

Зато в добываемой в Уральско-Приволжской бассейне нефти количество серы все возрастает. В прошлом году добыча высокосернистого сырья в Татарстане, Башкортостане, Удмуртии и Оренбургской области выросла на 3,4 млн т, составив 72,5 млн. В 2013 году этот показатель увеличится до 76,5 млн т. Под данным «Транснефти», за два года уровень сернистости Urals в нефтепроводе «Дружба» вырос на 0,15% (до 1,56%), в порту Новороссийска — на 0,1% (до 1,4%). Обеспокоенная этим фактом «Транснефть» обратилась в правительство с предложением «консолидировать действия» ученых и компаний нефтяного сектора. Для решения проблемы трубопроводная монополия предлагает реконструировать российские НПЗ, увеличивая объем переработки высокосернистой и «плотной» нефти. По расчетам «Транснефти», мощности татарстанской «Танеко» по высокосернистой нефти должны составлять 7 млн т, на уфимской группе НПЗ вырасти до 9,6 млн т, на самарской группе — до 8 млн.

Если удастся «распределить» высокосернистную нефть внутри российских НПЗ, то проблема качества экспортных потоков будет надолго решена.

Но есть еще третья проблема. Для получения статуса маркерного ESPO требуется увеличение объемов поставок. По мнению начальника аналитического отдела ИК «Универ Капитал» Дмитрия Александрова, на маркерный статус ESPO может рассчитывать по мере увеличения поставок на мировой рынок до 500 тыс. барр. в сутки (порядка 25 млн тонн в год), а также признания этого сорта модераторами рынка. В 2012 году экспорт через Козьмино составил 16,3 млн тонн, а в планах 2013 года экспорт 21 млн тонн. Д.Александров считает, что статус бенчмарки ESPO может получить после 2015 года.

Глава московского представительства котировального агентства Platts Надежда Родова согласна, что у ESPO есть шансы стать маркерным сортом, но при условии, что другие производители не предложат лучших условий. Резкий рост добычи нефти и газа в США перенаправил потоки нефти в АТР как единственный стабильно растущий рынок. Родова отмечает, что конкуренцию ESPO может составить, например, иракский сорт нефти Basra, который уже поставляется в этот регион.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..