Великобритания: крах консервативной революции

24.01.2024

Ожидавшаяся с таким нетерпением правыми кругами индустриальных стран мира консервативная революция в Великобритании, целью которой является ускоренный демонтаж государства всеобщего благоденствия как средство выхода из нынешнего глобального экономического кризиса, видимо, не удалась. Это стало ясно на днях, когда коалиционное правительство Великобритании во главе с Консервативной партией представило в национальном парламенте осеннее бюджетное послание. С ним выступил министр финансов Джордж Осборн.

Он объявил, что правительство вынуждено на 12 месяцев — до 2017 — 2018 финансового года — перенести достижение ранее поставленных целей по размерам структурного сокращения дефицита госбюджета и уменьшения госдолга. Таким образом, это уже второй перенос срока «победы консервативной революции». С приходом к власти весной 2010 года правительства во главе с лидером тори Дэвидом Кэмероном, на Даунинг-стрит заявили, что государственные финансы будут приведены в порядок после «хаотического правления» лейбористов к 2015 — 2016 году. В результате, к предстоящим весной 2015 года очередным всеобщим выборам Консервативная партия должна была прийти со значительными экономическими результатами и ясной перспективой на сохранение политической власти в стране.

Однако минувшей осенью этот срок был передвинут на год — до 2016 — 2017 годов. Сейчас он в очередной раз перенесен на год. Следствием этого является угроза проигрыша в 2015 году Консервативной партии на всеобщих выборах и прихода к власти правительства лейбористов.

Трудности тори связаны с задержкой в реализации их главного проекта — стабилизации государственных расходов за счет значительного сокращения государственных расходов в форме демонтажа сформировавшегося в 50 — 60 годах минувшего века государства всеобщего благоденствия. Консерваторы поставили себе двойную задачу — как можно быстрее выйти из нынешнего глобального экономического кризиса, сделав ставку на частный бизнес, и одновременно проведя беспрецедентную для западных стран социальную реформу. Как писала с некоторой завистью летом 2010 года американская газета «Интернэшнл геральд трибюн», «Великобритания сейчас показывает пример того, как следует решать проблемы государственной задолженности, когда на 1 фунт стерлингов налогов Лондон на 4 фунта стерлингов сокращает расходы». А влиятельный идеолог неоконсерватизма Билл Кристол заявил в то время, что Великобритания стала лидером свободного мира в реализации программы, направленной «против большого правительства и социальных программ». «Если Кэмерон будет способен и захочет проводить смелые реформы, то это станет очень полезным для американских консерваторов», — отметил Кристол. Он подчеркнул, что «американские правые
очень заинтересованы в успехе правительства Кэмерона».

Ни одно правительство с момента окончания Второй мировой войны не имело столь глубокой и широкой реформаторской программы, как нынешнее британское правительство в мае 2010 года. Однако сейчас она поставлена на грань краха. «Кризис британской экономики оказался более затяжным и глубоким, нежели это ранее представлялось, — подчеркнул, выступая 5 декабря в парламенте, Джордж Осборн. — Негативное воздействие на ситуацию в стране оказывают и внешние силы — кризис еврозоны и трудности экономики США, замедление темпов роста Китая. Все это ухудшает наше положение». Тем не менее, министр объявил, что правительство Великобритании продолжит свою политику жесткой экономии, хотя выход из кризиса и затягивается. «Страна находится на верном пути, и пересмотр нынешней политики стал бы катастрофой», — отметил Осборн.

Основная проблема сегодняшней экономики Великобритании состоит в том, что она оказалась неспособной выйти на высокие темпы роста. Осборн объявил, что в 2012 году произойдет падение ВВП на 0,1 проц. Однако в 2013 году рост ВВП Великобритании возобновится и достигнет 1,2 проц. Ранее правительство предсказывало рост ВВП в 2013 году в 2 проц. В 2014 году увеличение ВВП составит 2 проц, в 2015 году — 2,3 проц, в 2016 году — 2,7 проц и 2,8 проц в 2017 году. Тем самым правительству не удастся пока выйти на желаемый уровень сокращения дефицита госбюджета.

«Когда мы пришли к власти весной 2010 года, дефицит госбюджета составлял 11,2 проц. В минувшем году он сократился до 7,9 проц., а в нынешнем году — до 6,9 проц. В последующие годы он продолжить падать соответственно до 6,1 проц. в 2013 году, 5,2 проц. — в 2014, 4,2 проц. — в 2015, 2,6 проц. — в 2016, пока не достигнет в 2017 — 2018 финансовом году целевого уровня в 1,6 проц», — подчеркнул Осборн. «Таким образом, политика жесткой экономии бюджетных средств продлится по сравнению с предыдущими планами еще один год — до 2017 — 2018 годов», — заявил министр. В этих условиях правительство вынуждено продолжать проводить крупные займы для финансирование дефицита госбюджета. Так, по словам министра, в текущем году размер этих займов составил 108 млрд фунтов стерлингов /173 млрд долларов США/.

Правительству не удается добиться успеха и по второму важнейшему направлению — сокращению размера государственного долга. Согласно представленным Осборном данным, в 2011 — 2012 году государственный долг Великобритании достигнет 66,4 проц. ВВП, в 2012 — 2013-м — 74,7 проц., 2013 — 2014-м — 76,8 проц., 2014 — 2015-м — 79 проц., 2015 — 2016-м — 79,9 проц., 2016 — 2017-м — 79,2 проц. «Между тем наряду с трудностями, есть и достижения, — заметил министр. — Частный сектор создал за последние два года 1,2 млн рабочих мест, Великобритания рассматривается мировым рынком как надежная гавань для защиты капитала в это сложное время». «Мы не боимся трудностей и готовы встретиться с ними лицом к лицу, а не прятаться от них», — заявил Осборн.

Хотя британское коалиционное правительство и сохраняет свой прежний курс, однако ясно, что нарастающий груз проблем многократно усложняет положение тори. Сутки спустя после выступления Осборна в парламенте агентство «Фитч» распространило коммюнике, в котором отметило, что Великобритания рискует лишиться в наступающем 2013 году высшего рейтинга ААА по причине неспособности правительства выполнить собственные решения по консолидации государственных расходов и сокращению госдолга к 2016 году. «Величина государственного долга достигает в Великобритании уровней, которые могут лежать за пределами высшего рейтинга», — подчеркивается в коммюнике.

Нынешняя позиция аналитиков «Фитч» обусловлена решением министра финансов королевства Джорджа Осборна продлить еще на 12 месяцев — до 2017-2018 финансового года — сроки достижения ранее поставленных целей по размерам структурного сокращения дефицита госбюджета и уменьшения госдолга из-за низких темпов роста национальной экономики. Согласно подсчетам специалистов «Фитч», к 2016 году госдолг Великобритании достигнет 97 проц. от ВВП страны. «Это является предельным уровнем для рейтинга ААА», — говорится в коммюнике.

Следует отметить, что вопрос о рейтинге является для Лондона исключительно болезненным. В ходе избирательной кампании 2010 года Джордж Осборн публично заявил, что Великобритания «должна судить нас по тому, способны ли мы сохранить наивысший кредитный рейтинг страны или нет». Сейчас становится ясно, что в ближайшее время Великобритания будет его лишена. Как пишет в газета «Санди таймс», «в будущем ситуация Великобритании в сфере государственной задолженности будет хуже, нежели Испании». Она приводит в отношении долга данные Европейской комиссии, которые существенно отличаются от «оптимистических цифр» нынешнего британского правительства. Так, «в ближайшие три года госдолг Великобритании превысит государственную задолженность таких стран как Франция и Испании и выйдет на уровень 100 проц.». «Долговая проблема Соединенного Королевства ухудшается по сравнению с ее европейскими соседями, — отмечает издание. — Подсчеты показывают, что к 2014 году соотношение долга к ВВП способно достигнуть 95,7 проц. А в следующем году оно грозит вплотную подойти к 100 проц».

Кризис нынешней модели экономического управления Великобританией состоит в том, что не срабатывает ставка правительства на бурное развитие частного бизнеса в условиях сокращения присутствия государства в экономической жизни страны. Политика жесткой экономии привела к тому, что значительно и неуклонно падает потребительский спрос, так как у населения уменьшаются денежные доходы. Это, в свою очередь, вызвало в нынешнем году повторное вхождение британской экономики в фазу спада. Сейчас правительство Кэмерона предпринимает настойчивые усилия к тому, чтобы оживить промышленность за счет поддержания доходов населения, повернув тем самым вспять ряд аспектов своей «консервативной революции».

Однако специалисты лондонского Сити предупреждают, что даже если ВВП и возобновит свой рост, Великобританию в не столь отдаленном будущем ожидает новый экономический спад. «Объемы промышленного производства сокращаются, уменьшается и производство нефти в Северном море, что грозит привести к падению деловой активности до самого низкого уровня за последние 20 лет», — пишет «Гардиан».

Британская «консервативная революция» стала и своеобразным тестом в споре между двумя ведущими экономическими школами — Австрийской и Кейнсианской — по поводу путей выхода из нынешнего кризиса. Первая основывается на принципах свободной экономики при минимальном вмешательстве государства, вторая — на активном участии государства в макроэкономической жизни с целью поддержания потребительского спроса.

Все говорит о том, что сторонники Австрийской либеральной школы в лице нынешнего правительства Кэмерона оказались в проигрыше. В свою очередь, страны, сделавшие ставку на активное участие государства в управлении макроэкономическими процессами /США, Евросоюз/, фиксируют сейчас более высокую деловую активность. При этом не срабатывает главная цель сторонников Австрийской школы — сокращение размера госдолга по отношению к ВВП.

Данный феномен — ключевое значение государства в выходе из нынешнего кризиса подтверждают и ведущие аналитические центры. Так, американский банк «Морган Стэнли» опубликовал на днях доклад, в котором сделал вывод о том, что в предстоящем 2013 году ситуация в мировой экономике будет в первую очередь зависеть от того, насколько точными и энергичными будут решения и шаги политиков, в значительной степени лидеров ведущих индустриальных государств. «Состояние мировой экономики в ближайшие 12 месяцев определят действия руководителей ведущих стран и их Центральных банков, — подчеркивают специалисты «Морган Стэнли». — Однако, если их шаги будут убедительными и решительными, то возникнут условия для общего экономического роста». Оптимистичный сценарий банка предусматривает рост мирового ВВП в текущем году в размере 3,1 проц., в 2013 году — такой же, а в 2014-м — 4-процентный рост.

Следует отметить, что нынешнее руководство США и зоны евро ЕС полностью осознает свою политическую ответственность за выход из глобального кризиса. Так, еврозона отвечает на возникший в ней системный долговой кризис новым этапом интеграции. Еврокомиссия вышла на очередной саммит Евросоюза /13 — 14 декабря/ с крупномасштабным 5-летним планом по кардинальной реформе еврозоны. «Речь идет о новой фазе интеграции, которая должна завершиться созданием единого экономического правительства еврозоны, с единым бюджетом, налоговой политикой и суверенными облигациями», — отметил в беседе с корр. ИТАР-ТАСС дипломатический источник.

План предусматривает две интеграционные стадии. Во время первой, рассчитанной на период 6-18 месяцев, в зоне евро должен быть создан единый орган по наблюдению за работой банков; разработана и утверждена процедура банкротств нежизнеспособных банков; установлена система по оказанию помощи нуждающимся финансовым институтам. Все эти меры не требуют внесения изменений в уставные документы Евросоюза и могут быть быстро приняты. Однако второй этап реформы, рассчитанный, по словам дипломатов, на период с середины 2014 до 2019 года, предполагает фундаментальные изменения основ ЕС. Он включает создание единого министерства финансов еврозоны, выпуск единых облигаций зоны евро, образование единого фонда стран еврозоны, гарантирующего выплаты по ее единым ценным бумагам.

Еврокомиссия в своем документе обозначила и третий, заключительный этап реформы, результатом которого должно стать создание на основе еврозоны бюджетного и экономического союза. Но она воздержалась от указания временных рамок в достижении данной цели. «Нынешний план является своеобразной дорожной картой для выживания, как единой европейской валюты, так и еврозоны в целом», — отмечает в этой связи «Файнэншл таймс».

В свою очередь Великобритания не готова идти с еврозоной к единым экономическим структурам. В Лондоне стало известно, что Дэвид Кэмерон «готов вынести на общенациональный референдум» вопрос о целесообразности дальнейшего нахождения Великобритании в составе Евросоюза. «В рискованной игре Кэмерон намерен добиться поддержки со стороны большинства избирателей новой формулы участия Великобритании в ЕС, которая предполагает менее тесные связи с Евросоюзом», — пишет «Таймс».

Стратегический курс, работу над которым завершает правительство королевства, предусматривает проведение двух плебисцитов касательно отношений с ЕС. Первый намечен сразу после всеобщих выборов весной 2015 года. На него предполагается вынести вопрос о предоставлении правительству «народного мандата» на заключение ряда основополагающих договоров с Брюсселем на новых условиях. Затем пройдет еще один референдум, в ходе которого британцам предстоит высказать свое мнение о новом формате отношений с ЕС. Предполагается, что избирателем одновременно будет предложено ответить и на вопрос о полном выходе Великобритании из Евросоюза. Все говорит о том, что пути Великобритании и основной части континентальной Европы расходятся. При этом Лондон пытается плыть в одиночку и не всегда удачно.

На что же надеется Соединенное Королевство? Из многочисленных бесед корр.ИТАР-ТАСС с представителями различных слоев британского общества и бизнеса вырисовывается следующая картина: Великобритания стремится превратиться в современном глобальном мире в один из важнейших хабов — узлов, где сходятся многочисленные международные дороги, включая виртуальные. Именно поэтому она основывает сейчас свою экономическую модель на ультралиберальной Австрийской школе, а также взяла курс на отход от Евросоюза с его единым регулированием. Таким образом, Туманный Альбион намерен по-прежнему оставаться особым островом и в новейшей глобальной экономике.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..