АвтоВАЗу везет: люди плачут, но пересаживаются на Ладу

05.10.2021

Александр, предприниматель из Тольятти, с удовольствием сжег бы свою новую машину на пустыре, но пока, хоть и с трудом, держит себя в руках. Недавно ему срочно понадобились деньги. Он продал любимую Corolla и пересел на Lada Kalina, потому что «ВАЗ» куда дешевле в обслуживании, чем Toyota. В автосалонах говорят, что это не редкость: люди один за другим пересаживаются на отечественные автомобили. Плачут, но пересаживаются. Автодилеры решили поймать момент. Они готовы работать в убыток, но подтолкнуть продажи.

На АвтоВАЗе не случайно большие сложности. Отечественный автопром — одна из самых проблемных отраслей. Девальвация рубля, подорожание комплектующих и сокращение доходов обвалили спрос на российские автомобили, и на отечественные бренды, и на собираемые в России иномарки. Спрос упал на 55%. Десятки автодилеров разорились, заводы останавливают конвейеры. Еще немного, и автомобильная отрасль могла бы умереть. Но в июне падение продаж остановилось. А скоро начнется осторожный рост, считают в PricewaterhouseCoopers. С этой надеждой и дилеры начали тотальную распродажу автомобилей.

ПРОДАВАЙ ИЛИ ПРОИГРАЕШЬ

В начале года никто не собирался снижать цены. Девальвация сильно ударила по дилерам: покупатели заглядывали в салоны, возмущались и уходили. Но продавцы держались. «Они не столько продавали, сколько обслуживали автомобили. На этом и зарабатывали», — рассказывает глава ассоциации «Российские автомобильные дилеры» Дмитрий Гулин. У крупных компаний, набравших кредиты в надежде на постоянный рост, начались проблемы. К весне обанкротился один из лидеров рынка «Инком-Авто». Продавцы поняли, что выбор у них небольшой: или заманивать клиентов низкими ценами, или закрывать салоны.

Схема работы у всех одинаковая. Практически у всех дилеров на складах есть автомобили 2008 года выпуска. Они дают на них хорошие скидки. А для автомобилей этого года большинство компаний уже запустили специальные кредитные программы. Ford — одна из самых популярных машин, собираемых в России. Демократичный Focus в базовой комплектации стоил 549 200, а сейчас продается со скидкой 60 000 рублей. На самую популярную комплектацию Comfort скидка еще выше.

«Сейчас продажи по крайней мере перестали падать. Появилось хрупкое равновесие», — говорит директор салона «Автомир на Дмитровке» Игорь Виноградов. Равновесие возникло из-за того, что производители стали распродавать машины. С наступлением летнего сезона распродаж салоны больше похожи на базары. Клиенты объезжают автоцентры и торгуются, требуя максимальную скидку.

Корреспондент Newsweek сам выяснил, на что готовы пойти дилеры. «Fiat Panda хотите? Конечно, сделаем скидку», — говорит продавец автоцентра «Автогермес Север» Александр. В продаже у него машины 2008-го и 2009 года выпуска: «Те, что 2008 года, идут со скидкой в 15 000 рублей, то есть купите машину всего за 305 000 рублей. Правда, выбор цветов ограничен». Корреспондент Newsweek изобразил на лице отчаяние. «Если точно решите брать, подарим вам кожаный салон, и вы сэкономите еще 30 000 рублей», — настаивает продавец. Отчаяние сменяется легким сомнением. Александр достает последний козырь: «Берите. Мы вам еще ксеноновые фары подарим».

Тем, у кого нет денег, предлагают льготные программы. Они действуют практически на все марки. К примеру, на любой Ford до 30 сентября можно взять годовой кредит по ставке 2,9%. Это примерно в семь раз ниже нынешних ставок в банках. Правда, первоначальный платеж должен быть не менее 30% стоимости автомобиля. А автосалоны «Рольф» хотят повысить продажи автомобилей Mitsubishi Lancer девятого поколения и предлагают беспроцентный кредит.

Большой популярностью пользуется и государственная программа кредитования, по которой часть процентной ставки (7,3%) по кредиту оплачивает бюджет. В этом случае кредит можно взять и по ставке около 12% годовых и за три года сэкономить на выплате процентов, по расчетам Минпромторга, примерно 42 500 рублей. В пресс-службе Минпромторга рассказывают, что список автомобилей, включенных в программу льготных ставок, уже насчитывает около 50 названий, и в основном это машины российского производства. В министерстве сообщают, что за последние полгода было подано 34 290 заявок на такой льготный кредит. Участвующий в этой программе Сбербанк уже выдал больше 24 000 кредитов. «Несмотря на кризис, люди все больше интересуются такими кредитами», — говорит представитель Сбербанка Ирина Кибина.

ИГРА В ЛАДУШКИ

До кризиса доля российских автомобилей в общем объеме продаж все падала и падала. Рынок четко реагировал на сигнал покупателей: брать «Жигули» можно только от беды. Среди проданных в прошлом году машин лишь 40% были произведены в России — люди предпочитали покупать подержанные иномарки. Теперь все поменялось: импорт подержанных авто упал почти вдвое из-за новых запретительных пошлин. Ну а доля отечественных машин выросла до 52%.

Беда пришла. Это только начало, утверждают в автосалонах. «Этим летом все встало с ног на голову: люди пересаживаются на Lada. Уволили с работы, снизились доходы, или у человека больше нет возможности выплачивать кредит. Хочешь не хочешь, а расходы сокращать придется», — говорит начальник отдела продаж салона «Авто Техна» Алексей Кремлев. То же самое подтверждают и в других салонах. «Предприниматели меняют свои корпоративные иномарки на Lada, — рассказывает Евгений из управления по продажам дилерского холдинга «Лада-сервис». — Например, недавно приходил коммерческий директор одной торговой фирмы и купил несколько Priora. Обслуживать иномарку сейчас дорого».

Эксперты говорят, что оживление спроса — единственный шанс умирающего АвтоВАЗа. Сейчас дела у него идут совсем плохо — на складах более 80 000 непроданных машин. Завод впервые решил серьезно снизить цены и начал программу «100 дней скидок». На автомобили 2008 года скидки от 20 000 до 42 000 рублей в зависимости от модели, утверждает пресс-служба завода. Ну и опять-таки льготная программа кредитования, которая позволяет взять автомобиль по ставке от 0 до 12,9%.

Российское правительство могло бы стимулировать спрос еще активнее, считают аналитики Bank of America и Merrill Lynch. Например, выплачивать премию за утилизацию старого автомобиля при покупке нового. Во Франции «утилизационная премия» составляет €2500, в Германии — €2500, а в Италии доходит до €3000. И продажи автомобилей в этих странах выросли в июне на 12-40%.

К зиме аналитики прогнозируют рост спроса на автомобили в России — примерно на 20%. Действуют и психологические мотивы: «Народ постепенно возвращается в салоны. Для нашего покупателя лишь бы была скидка», — говорит директор компании «Автодилер.ру» Олег Дацкив. Сейчас рынок достиг дна — 120 000 проданных автомобилей в июне, в июле столько же. Но производство с апреля уже выросло — с 123 000 до 164 000 машин. А вслед за ним вырастут и продажи, уверены в PricewaterhouseCoopers.

В компании «Рольф» тоже ждут роста. «Ситуация на рынке постепенно улучшается. Массовых сокращений уже нет, рынок автокредитования стабилизировался, банки делают клиентам интересные предложения», — говорит региональный директор розничного подразделения «Рольф» Алексей Шашкин. Не исключено, что скоро сезон скидок потребителей сменится сезоном бонусов менеджерам автосалонов. Кажется, у АвтоВАЗа все же есть шанс.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..