Как объяснить ребенку неизбежность кризисов?

26.03.2023

Недавно столкнулась с тем, что многие даже (а может, как именно они, если либералы) работающие в инвестиционно-финансовой сфере просто не понимают, почему кризисы при капитализме неизбежны или как говорилось наукообразно имманентно-присущи?

Почему основное противоречие капитализма — между трудом и капиталом, то есть, между общественным характером труда и частным характером присвоения неизбежно приводит к возникновению экономических кризисов? Причины периодических спадов, депрессий, роста безработицы, потери капиталов, разорения…

Особо обращаю ваше внимание на то, что я вообще не касаюсь этической или моральной сторон вопроса, эксплуатации или справедливости присвоения.

Цель одна — пояснить, — почему кризисы при «чистом» капитализме неизбежны, и в чем их причина.
И в самом деле, на мой взгляд, сужу по себе, та терминология, которая есть в классических книгах, можно сказать фолиантах, сильно затуманивает рассуждение, приводящее к понимаю проблемы.
Например, что значит относительное обнищание пролетариата? Что это?

Сначала определимся с терминами, из них сразу все станет понятно.
В понимании политэкономии общество делится на две устойчивые группы:
Пролетариат.
Капиталисты.

В каком смысле делятся? Это, вообще говоря, не столько деление на богатых и бедных, это, прежде всего, деление в смысле роли, формы участия в экономическом процессе.
Пролетариат — это те, кто зарабатывает на свою жизнь преимущественно своим трудом.
Капиталист — это те, кто большую часть зарабатывает за счет ренты на принадлежащий ему капитал.
Безусловно, есть более сложные формы, когда у человека есть и личный капитал, и он еще и работает. Или когда человек сам себе работодатель. Но для упрощения понимания, лучше абстрагироваться, а после уже можно обобщать.

Что есть капитал? Капитал — это находящиеся в личной собственно денежные средства, здания, сооружения, земельные участки, транспорт, патенты, товары на складах…

Перехожу к сути. Упрощенный взгляд (позже можно детализировать).
Итак, общество с точки зрения участия в экономике делится на две группы, на пролетариев, которые участвуют почти исключительно своим трудом, и на капиталистов, основной доход которых за счет принадлежащих им орудий производства, и они получают ренту за использование в экономическом процессе их капитала.
Предположим, разделение в обществе на капиталистов и пролетариев — 5% и 95%.
Причем, по горизонтальной оси будем считать не конкретно людей, а скорее домохозяйства, например, семьи. Например, родители работают, а дети только растут.
Конкретная стоимость капитала не важна для понимания сути, главное, что у капиталистов величина капитала сильно велика, а у пролетариев лишь личное имущество, которое также может быть оценено, например, для целей залога при получении потребительского кредита.

Следующий рисунок. Предположим для простоты, что каждое домохозяйство способно вложить личного труда, скажем, для простоты, 100 тыс. евро в год.
Это сильное упрощение, но, на самом деле оно не существенно, после будет понятно, что можно легко обобщить до разницы личного клада пользы в общественный процесс (а от некоторых кроме вреда вообще ничего).
С другой стороны, редко можно ожидать, чтобы разница в полезном вкладе в общественное производство различала на два порядка. Конечно, то, что сделал один С.П. Королев для космонавтики, не смогут сделать и 100 гастарбайтеров-дворников, однако, все равно кто-то должен и подметать, и водить машины, и стоять за станком и т.д. В этом смысл общественного характера производства — каждый выполняет свою работы на пользу общему делу.
Итак, каждое домохозяйство провело за год в среднем 100 тыс. евро чего-то очень всем нужного. Кто, хлеб выпекал, кто кашу варил, кто-то на баяне играл, кто-то самолеты проектировал, кто-то рельсы укладывал, кто-то распоряжался собственным капиталом, что финансировать, а что нет.

Теперь естественный момент, — работали все и примерно одинаково наработали, но 95% пролетариев работали оборудовании и т.д. принадлежащем 5% собственников — капиталистов.
Естественно, капиталисты говорят: земля чья? Завод чей? Грузовики чьи? Станки чьи? Семенной фонд, товары, инвентарь, спецодежда, патенты…. и т.д. Это все принадлежит собственникам.
Справедливо, что собственник использованного имущества получает плату за то, что его имущество использовалось для общего производства?
Соответственно, часть произведенных благ оплачивается пролетарию, а часть остается капиталисту. То есть, хотя каждый и произвел за год пользы на 100 тыс. евро, но получает оплату только часть. Для простоты, пусть будет ровно половина. А все остальное аккумулируется собственниками имущества — капиталистами.

Вот на половину принесенной обществу пользы — 50 тыс. евро пролетарии живут и приобретают личное имущество. А остальная половина поступает капиталистам и увеличивает суммарный капитал капиталистов.
Теперь все готово для пояснения причин цикличности кризисов.
Возьмем какой-нибудь год, в котором с экономикой все хорошо, зарплаты высокие, прибыль капиталистов также высокая — все довольны.
Возьмем неизвестную нам величину размера капитала всякого капиталиста в этот год за начальные 100%, и пусть за год перераспределением ренты доходность на капитал составила 30%.
Пролетарии же, как правило, весь личный годовой доход тратят на потребление, в том числе на покупку личного имущества ли недвижимости.
Хотя, безусловно, кто-то в отдельных случаях успевает накопить достаточно, чтобы самому стать капиталистом, но это пропорционально незначительное количество.
Очень важно помнить, что потребление пролетариями обеспечивает функционирование экономики. Если они тратить заработанное в достаточном количестве не будут, то товары останутся на складах, недвижимость останется непроданной.

Итак, дальше все просто.
1-ый хороший год. Капиталисты, каждый на свои 100 ед. капитала получил 30 ед. прибыли.
30% прибыли совсем не плохо.
Теперь эти 130 ед. становятся новой точкой отсчета за 100%
Предположим, производительность труда принципиально не меняется, рынки не растут, технологической революции не происходит.
2-ой хороший год. Капиталисты, каждый на свои 130 ед. капитала получил 30 ед. прибыли.
Каждый получил 23% прибыли.
3-ий год. Получают каждый те же 30 единиц дохода, но уже на 160 первоначальных. То есть, доходность на капитал падает до, примерно, 19%.

И так с каждым годом доходность на капитал будет неуклонно снижаться, если не происходит каких-то существенных изменений в экономике.

Естественно, при росте экономической активности, растет и сама по себе стоимость капитала, не только за счет прибыли. Например, растет стоимость недвижимости, особенно в городах и странах — центрах экономического роста. Что еще больше повышает диспропорцию между годовым общественным производством и прибыльность капитала, которая с каждым годом неизбежно спадает, пока не станет близкой к рискам экономической деятельности.

Например, если средний риск потерь составляет 3%, то падение средней доходности до 3% делает производство для капиталиста бессмысленным, поскольку прибыльность на капитал становиться по сути нулевой с некоторого года, а риски полного разорения увеличиваются.

Что происходит?

Капиталисты, начинают сокращать производство и переводить капиталы, например, в золото, или в государственные безрисковые ценные бумаги. Это, значит, начинается сокращение производства, зарплат и персонала. Что в свою очередь уменьшает суммарное потребление, а, значит, еще больше сокращает прибыльность капитала и увеличивает риски убытков.
Проблемы и риски в экономике все больше и больше накапливаются, а прибыльность на капитал падает, поскольку при возросшей массе капитала уже невозможно обеспечить прежнюю прибыльность.

В какой-то момент и происходит обвал рынков, ценные бумаги, которые прежде приносили прибыль в виде собственного роста и дивидендов распродаются по сильно упавшим ценам.

В результате суммарный капитал капиталистов сильно сокращается, кто-то даже разоряется. И это становится новой нижней точкой кризиса, с которой может начаться новый цикл — экономический рост и все повторится.

Это очень упрощенная модель, без учета кредитования потребления населения, как это было развито на Западе в последнее время. Кредитование позволяет дольше удерживать экономический рост и поддерживать достаточную прибыльность на капитал. Но все равно, в какой-то момент средний залог за выданный потребительский или ипотечный кредит становится сопоставим с суммой кредита, а значит резко возрастают риски убытков в силу невозможности потребителем кредит поддерживать.

И тогда кризис перепроизводства капитала, а, значит, и низкой доходности на капитал вступает в свои права и обрушает фондовый рынок, до приемлемых размеров суммарного капитала. Только после этого и может начаться новая волна роста.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..