Из Еревана в Тегеран с надеждой на Пекин

13.05.2023

Стремясь расширять торговлю с Ираном, Армении теперь точно придется рассчитывать только на Китай.

Премьер-министр Армении Овик Абрамян заявил о твердом намерении построить железную дорогу в Иран вне зависимости от интересов соседних государств, в том числе России.

Это заявление совпало по времени с новостью об отставке главы РЖД Владимира Якунина (на момент публикации он уже покинул пост), который был сторонником другого закавказского проекта – восстановления пути из РФ в Грузию через Абхазию.

Скорее всего, преемник Якунина будет стоять на тех же позициях, но не факт, что Армении понадобится помощь России: ее партнером может стать Китай, с которым армянское руководство давно ведет переговоры – и уже получило конкретные предложения.

Ху Цзиньтао – за, Якунин – против

«Мы это сделаем, вне зависимости от того, обидит ли это кого-то, исходит ли из чьих-либо интересов или нет. Успешное завершение строительства будет способствовать экономической активизации и развитию нашего бизнеса», – заявил на днях Овик Абрамян.

За несколько дней до этого министр транспорта и связи Армении Гагик Бегларян сообщил, что руководство страны получило от китайской стороны ряд предложений по созданию железной дороги в Иран.

«Над этим направлением мы работаем ежедневно, оно очень важно для нашей страны. К нам поступили предложения от многих компаний, но мы выбрали две авторитетнейшие», – уточнил Бегларян, не назвав, правда, эти организации.

Китайские предложения планируется обсудить в ходе сентябрьского визита главы правительства Армении в КНР. Эти переговоры станут продолжением политических договоренностей, достигнутых во время серии поездок в Китай президента Армении Сержа Саргсяна.

Еще в 2010 году Саргсян начал обсуждать этот вопрос с тогдашним председателем КНР Ху Цзиньтао, и результатом этих переговоров стала разработка проекта железной дороги Международной компанией строительства и коммуникаций Китая (CCCC International).

В августе прошлого года правительство Армении одобрило предварительную программу строительства дороги протяженностью чуть более 300 километров и стоимостью 3,5 млрд долларов. Завершить проект планировалось в 2022 году.

Желание подключиться к проекту выразил и Иран – но лишь на своей территории, подведя к границе с Арменией ветку длиной около 60 км.

Реализация проекта уперлась в позицию РЖД, которых армянская сторона рассматривала как партнера. Это выглядело логичным, поскольку еще в 2008 году российская компания на концессионных условиях получила управление железными дорогами Армении на 30 лет.

Но президент РЖД Владимир Якунин не скрывал своего скептического отношения к проекту дороги Армения – Иран. В одном из недавних интервью он сказал о нем так: «Это как прорубить в стене окно в никуда, в стену соседнего дома».

Вместо этого проекта глава РЖД (теперь уже бывший) лоббировал восстановление железнодорожного сообщения с Грузией через Абхазию, но из-за невозможности политического компромисса между грузинской и абхазской сторонами эти планы не получили развития.

Давно говорит РЖД и о своих планах в отношении Ирана в рамках развития международного транспортного коридора «Север – Юг», с транзитом через другую страну Закавказья – Азербайджан.

Тем не менее руководству Армении удалось добиться некоторых подвижек в переговорах с Российскими железными дорогами.

В январе 2013 года «дочка» РЖД – ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога» (ЮКЖД), министерство транспорта и связи Армении и инвестиционная компания «Расиа ФЗЭ» подписали «меморандум о взаимопонимании» по развитию Южной железной дороги Армении (такое название получила магистраль до границы с Ираном). Но это вовсе не означало, что проект войдет в стадию реализации.

Определенные надежды на то, что дело сдвинется с мертвой точки, давало вступление Армении в Таможенный союз.

В марте прошлого года, выступая в Ереване на форуме «Армения – Таможенный союз: возможности и вызовы», член коллегии по основным направлениям интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии Татьяна Валовая отметила, что в долгосрочной перспективе – по мере налаживания экономических связей с Ираном –
Но тут же оговорилась, что еще более востребованным представляется восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию, которое к тому же обойдется на порядок дешевле – примерно в 300-400 млн долларов.

Вся надежда на Китай

Перспективы участия в проекте России становились все призрачнее, поскольку в прошлом году ЮКЖД оказалась в критическом финансовом состоянии. С приходом в Армению РЖД инвестировали сюда более 200 млн долларов (в основном на ремонт инфраструктуры), но вложения не окупились.

Убыток компании по итогам 2014 года составил 9,3 млрд драмов (свыше 20 млн долларов), а попытка заработать на повышении тарифов провалилась.

Армения – страна небольшая, поэтому для перевозок на «короткое плечо» гораздо выгоднее использовать автотранспорт. Тарифы ЮКЖД (5,5 долларов за т/км) для небогатого государства неконкурентоспособны. Из-за этого в прошлом году порядка полусотни армянских компаний отказались работать с железнодорожниками.

В столь непростой для «дочки» РЖД ситуации крайне сложно рассчитывать на то, что Россия примет участие в дорогостоящем проекте, который не сулит ей даже отдаленной выгоды. Для Армении же развитие торговли с Ираном – это одна из немногих возможностей прорыва экономической блокады, в которой страна находится почти четверть века.

Правда, на сегодняшний день Иран – всего лишь пятый по значимости торговый партнер Армении. В 2014 году объем торговли между двумя странами составил 291,1 млн долларов (в 4,8 раза меньше, чем между Арменией и РФ – 1,403 млрд долларов в 2014 году).

Однако в перспективе Иран – это огромный рынок для армянских товаров: население Исламской Республики составляет 78,4 млн человек, а его покупательная способность достаточно высока.

Кроме того, возможен транзит армянских грузов в иранские порты на берегу Индийского океана, откуда открывается короткий путь в Индию и Китай. Поэтому в проект железной дороги был заложен внушительный объем перевозок – 25 млн тонн в год. Для сравнения: в 2013 году по ЮКЖД было перевезено всего 3,275 млн тонн грузов.

Именно поэтому руководство Армении изначально не замыкалось только на России и активно искало других партнеров. Усилия в этом направлении встретили в армянском экспертном сообществе весьма благожелательное отношение.

«Строительство железной дороги Иран – Армения выведет Армению из турецко-азербайджанской блокады. Эта программа имеет очень большое значение для страны, стратегическое и психологическое. Мы должны сделать все, чтобы эта программа реализовалась, чтобы Армения стала региональным перекрестком. Наше правительство активно пытается найти софинансирование для программы, и это нужно приветствовать»,- заявил недавно доцент факультета востоковедения Ереванского университета Вардан Восканян.

Отставка Владимира Якунина, который, скорее всего, станет сенатором от Калининградской области, делает участие России в строительстве железной дороги из Армении в Иран еще менее вероятным.

Преемнику Якунина, кто бы им ни стал, сначала придется разбираться в огромном количестве внутренних вопросов компании, а зарубежные начинания явно будут не на первом месте. Тем более что сейчас у РЖД есть куда более срочный проект – строительство дороги на территории Воронежской и Ростовской областей, в обход Украины.

Плюс к этому лоббистский потенциал нового главы РЖД будет, скорее всего, не таким значительным, как у Якунина, который всегда славился умением выбивать для железнодорожников огромные суммы из бюджета. Поэтому армянам в их стремлении расширять торговлю с Ираном теперь точно придется рассчитывать только на Китай.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..