Резервы правительства сжимаются как шагреневая кожа

09.04.2024

Российские власти оказались в роли одного из героев Бальзака, считает директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. Как и Рафаэль де Валентен из «Шагреневой кожи», они удовлетворяют свои желания с помощью волшебного талисмана — Фонда национального благосостояния. Как и шагреневая кожа из романа, он неотвратимо сокращается.

«Базовый сценарий развития экономики по версии правительства оказался консервативнее прежних ожиданий: потолок экономического роста опустился до 3,3%. Однако по нынешним временам и этот скромный прогноз выглядит довольно оптимистично.

По данным за первые восемь месяцев 2013 года прирост ВВП составил всего 1,5% год к году. Текущие значения ключевых макропараметров указывают скорее на продолжение стагнации, чем на возобновление роста. При этом разрыв между потреблением и инвестициями пока только усугубляется: при росте товарооборота с начала года на 3,9% инвестиции сократились на 1,3%.

Это не могло не сказаться на планах отечественных властей. На прошлой неделе правительство России утверждало основные параметры бюджета на ближайшие три года. Чтобы выполнить президентские указы, чиновникам пришлось перераспределять расходы. Траты на все виды закупок, не связанные с реализацией указов, были сокращены на 5%, а индексация выплат бюджетникам была ограничена.

Впрочем, структура расходов практически не изменилась — быстрый рост доли оборонных расходов за счет сокращения доли образования и здравоохранения. При этом траты на закупки в рамках программы вооружений не были секвестированы, а лишь перенесены на более поздний срок — за пределы 2016 года.

Но нет худа без добра, и в нынешней сложной ситуации у правительства дошли руки до проблемы ограничения тарифов естественных монополий, опережающий рост которых в предыдущие годы давал не менее 1 процентного пункта дополнительной инфляции и стимулировал рост издержек у всей экономики.

Окончательное решение оказалось половинчатым: в 2014 году тарифы заморозят только для предприятий, а для населения предельный рост тарифов установлен на уровне 70% от уровня инфляции предыдущего года. Это решение, если его удастся распространить на долгосрочную перспективу, несомненно, будет способствовать оздоровлению ситуации с издержками монополий и постепенной ликвидации перекрестного субсидирования (превышения тарифов для промышленных потребителей над тарифами для населения).

В условиях быстрого роста заработной платы относительно низкий уровень цен на энергоносители и электроэнергию является важным конкурентным преимуществом российской промышленности. Правда, учитывая довольно высокую энергоемкость российской экономики, ей необходимы дополнительные стимулы для инвестирования в энергоэффективность.

Чиновники очень рассчитывают, что инвестиции оживятся благодаря реализации инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений «молчунов». Однако, даже если это у них получится, то трудности на этом не закончатся.

В ближайшие годы бюджетные проблемы будут только обостряться. Средства ФНБ и уже имеющиеся пенсионные накопления являются практически последним «бесплатным ресурсом» бюджета. И похоже, что чиновники не знают, что делать, когда эта «шагреневая кожа» сожмётся окончательно.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..