Яблочко с чужой яблони

11.06.2021

Истинные ценители пива, рыдайте! Тревожную весть, напрямую связанную с любимым вашим напитком пенным, озвучили на днях ученые. Оказывается, глобальное потепление грозит существенно снизить вкусовые качества многих сортов пива. Характерный привкус напитку, как известно, обеспечивают вещества, содержащиеся в хмеле. А из-за роста температур хмель эти самые вещества теряет. В итоге получается уже и не пиво вовсе, а так себе… ячменная водица.
В растерянности перед неопределенным будущим пребывает нынче чешская пивоваренная промышленность. За качество хмеля всерьез переживают в Словакии и в самой что ни на есть пивной стране – Германии.

Анан
сы в… клубнике

Англия, между прочим, тоже страна пивная. Достаточно вспомнить тамошние пабы с их главным питием – напитком пенным. Однако сегодня хит сезона в туманном Альбионе угощение совсем из другой оперы: белая клубника со вкусом ананаса. Кто-то воскликнет: «Трансгенный мутант!». А вот и нет.

Ягода появилась еще два столетия назад в результате естественного скрещивания дикой клубники из Южной Америки с культурной соплеменницей. Но тогда оказалась невостребованной и могла бы исчезнуть вовсе. И только в начале нашего века голландские фермеры, прикинув потенциальную выгоду от ее промышленного возделывания, решили выращивать ягоду для продажи. На усладу не только голландского едока. Плоды растут в стеклянных оранжереях, где поспевают, приобретая белый цвет, и отличаются сильным ароматом ананаса,

В Англии ананасная клубника позиционируется как продукт премиум-класса и стоит почти три фунта за 125 граммов.

Идея продажи ягодного деликатеса показалась интересной дирекции одной из российских торговых сетей. Правда, топ-менеджер сети признался: «Продажа такой ягоды у нас больше ради прикола – себя и других удивить. Для нашего потребителя это будет скорее сувенир, чем еда».

Ну сувенир не сувенир, а на первых продажах сети смогут неплохо заработать. Такова уж психология покупателей: обязательно попробовать что-то новое, необычное, экзотическое. А будет ли следующая покупка, уже зависит от качества, цены, привлекательности продукта и… «рекламной паузы».

Если ананасная клубника доедет-таки до России, то стоимость ее будет как минимум в два раза выше, чем в Европе: около 300 рублей за 125 граммов.

Кому деликатесная ягода, а кто и простому яблочку рад будет… Но вот что интересно: только каждое четвертое яблоко на прилавке российского происхождения. Из пяти миллионов тонн яблок, которые отправляют на экспорт все страны мира, более 1 миллиона тонн импортируется Россией. По яблочному валу наша страна занимает наипервейшее место.

Китай тут, Китай там

Главные игроки на российском яблочном рынке Турция, Китай и Польша. Оттуда же к нам везут груши и айву. В прошлом году навозили в общей сложности 1,1 миллиона тонн на сумму 17,6 миллиарда рублей. Причем по сравнению с предыдущим годом объем импорта был увеличен на 150 тысяч тонн.

Ни в одной стране мира плодоводство не развивается без поддержки государства. В России поддержка тоже есть. Как говорят ведущие специалисты отрасли, формально-номинальная. Другими словами, отрасль плодоводства в агропромышленном комплексе нашей страны вряд ли в обозримом будущем станет приоритетной. В мясо-молочном секторе напряженка, в зерновом проблем выше крыши – закупленный у производителей урожай прошлого года в госрезерве гнить начинает… До яблок ли тут?

Между тем затраты на закладку промышленного сада в России сейчас приблизительно равны европейским. Но в Европе по меньшей мере половина этих затрат компенсируется Евросоюзом. В некоторых странах добавляется еще и собственная составляющая. В Польше компенсируется до 70 процентов затрат, что и позволило ей стать ведущим игроком на плодовом рынке Европы и основным нашим конкурентом.

Китай, начав 15 лет назад с производства 5 миллионов тонн яблок в год, сейчас производит 43 процента мирового объема – более 28 миллиона тонн. Немалую роль сыграло предоставление тамошним плодоводам длинных – до 15 лет – льготных кредитов по ставке 2 – 4 процента годовых.

Неизвестно, доезжают ли китайские яблоки до Израиля, а вот мороженые овощи из Поднебесной прилавки израильских супермаркетов и небольших магазинов успели оккупировать. Горошек, кукуруза и бобы продают в упаковках под израильскими торговыми марками, а надпись «Сделано в Китае», выполненная мелкими буквами, спрятана на обратной стороне упаковки. Выяснить импортное происхождение продукции сможет лишь самый внимательный покупатель. При этом цены на китайскую продукцию, даже с учетом импортных пошлин, существенно ниже, чем на израильские аналоги.

Местные фермеры забили тревогу – требуют принять меры по защите отечественного производства кукурузы и бобовых от конкуренции дешевого китайского импорта. Заказы на израильскую кукурузу уже сократились на 30 процентов. Если этот процесс продолжится, то местное производство попадает под угрозу уничтожения, а страна – в полную зависимость от китайских поставщиков.

Насколько упорными, если не сказать упертыми, будут в отстаивании своих интересов обиженные фермеры, поддержит ли их государство, покажет время. У наших же фермеров подобные протесты заканчиваются чаще всего полным провалом. В прошлом, к примеру, году фермерское сообщество России билось над возможностью протащить на прилавки торговых сетей картофель, выращенный в крестьянских хозяйствах. Сети иметь дело с отечественными сельхозпроизводителями средней руки категорически отказывались. Работали с крупными посредниками-оптовиками, навострившимися закупать продукцию в ближнем и дальнем зарубежье, упаковывать ее у нас, а упаковку сопровождать патриотичной надписью «Российский продукт».

Реальный же российский продукт, так и не дождавшись своего торгового часа, соответственно подпорченный чересчур длительным хранением, отправлялся потом в кормушки свиньям.

Матроскин под следствием

Пример того, насколько надо быть упертым в отстаивании своих корпоративных интересов, показал ведущий игрок молочного рынка России – компания «Вимм-Билль-Данн», выступившая против другого ведущего игрока того же рынка – компании «Юнимилк».

Первый уличил второго, своего главного конкурента, в некорректности молочной рекламы.

Вспомним: крутили почти по всем телевизионным каналам рекламный ролик, где мультяшные обитатели деревни Простоквашино во главе с котом Матроскиным, подоив свою корову Мурку, прямым ходом отправляют молочко семье таких же мультяшных персонажей.

Первый возмутился: реклама-де не соответствует реальности. Молоко не может прямо из-под коровы приходить на стол потребителя. Продукту требуется длительная стадия переработки и, самое главное, – термическая.

Второй поерничал: может, в рекламе вообще весь технологический цикл производства молока показать?.. Начиная с массажа вымени бедной буренки перед дойкой, потом сам доильный процесс, охлаждение полученного молока, его нормализацию и так далее – по утвержденному техрегламенту.

Первый юмора оппонента не понял и натравил на второго Федеральную антимонопольную службу. ФАС!

ФАС убедила самое себя в том, что «в рекламе содержатся не соответствующие действительности сведения о характеристиках товара и способе его изготовления». Хотя в реальности на этикетке молока написано «пастеризованное», то есть подвергнутое термической обработке. На радость истца, ФАС подвергла ответчика штрафу. Правда, штрафная сумма для молокоперерабатывающего гиганта оказалась просто смехотворной – 40 тысяч рублей.

Расплатившись по долгам, заявив, что конкурентом движет зависть (опальное молоко делает компании неплохую выручку), ответчик не стал подавать встречный иск, доказывать, что молочная реклама противоборствующей стороны тоже далека от «соответствия действительности». Ну никак не зависит качество молока от виртуозной игры усатого молочника на арфе, на чем уже не первый год настаивает реклама конкурента.

Вообще реклама продовольственных товаров, и не только молочных, – особая тема для размышлений. Правды в ней ноль целых три десятых процента. Но ведь научился народ кушать и саму рекламу, и то, что она рекламирует.

С февраля нынешнего года отменена обязательная сертификация большинства продуктов питания. Теперь вся ответственность за их качество и безопасность возлагается на производителя.

Однако социологические опросы успели выявить, что в списке самых достоверных источников информации при возникновении сомнений в безопасности пищевых продуктов производители оказались на втором месте (об этом заявили 33 процента опрошенных). Большинство же россиян – 46 процентов респондентов – доверяют средствам массовой информации. Причем две трети из них с легкостью ведутся на яркие, красочные материалы с откровенной рекламной подоплекой.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..