Неизбежная интеграция в рамках Таможенного союза. Часть первая

03.09.2021

8-10 сентября 2010 года в Москве в рамках Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России состоялись заседания экспертов по вопросам заполнения транзитной декларации для почтовых отправлений, экспертов по вопросам свободных экономических зон и экспертов группы «Валютное регулирование и валютный контроль» относительно соответствующих рабочих вопросов, связанных с функционированием единой таможенной территории.

Деятельность этой структуры, таким образом, перерастает декларативное создание, и постепенно налаживается практика реализации механизмов организации.

Принимая во внимание достижения интеграции в Западной Европе во второй половине ХХ — начале ХХI веков, на постсоветском пространстве среди сценариев развития международных отношений следует назвать, прежде всего, интеграционный, т.е. строительство действительно общего экономического пространства с республиками бывшего СССР, более или менее готовыми к этому.

Наиболее перспективным проектом оказалось Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), договор о создании которого в 2000 г. в Астане подписали президенты Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Потом временно к ним присоединился Узбекистан (2006-2008). В ЕврАзЭС входит также три наблюдателя — Молдова, Украина (с мая 2002 года) и Армения (с 2003 года).

На основе же идей единого экономического пространства среди всех республик бывшего Советского Союза самым многообещающим выглядит объединение усилий Белоруссии, Казахстана, России и Украины, что и было зафиксировано этими четырьмя странами в 2003 году специальным соглашением. Однако Украина вскоре начала тормозить процесс формирования этого пространства, стремясь получить больше односторонних преимуществ, боясь попасть под российское влияние. Особенно эта тенденция проявилась после прихода к власти Виктора Ющенко, который заявил в апреле 2005 года: «Украина поддерживает создание зоны свободной торговли с членами этой организации, но не допустит девальвации своего фискального, таможенного и бюджетного суверенитетов». А Сергей Терехин, занимавший тогда должность министра экономики, добавил: «Позиция Украины заключается в том, что на первом этапе формирования ЕЭП должна быть создана зона свободной торговли без ограничений и изъятий, второй этап должен предусматривать членство в ВТО и гармонизацию внутренних законодательств, согласованных с принципами ВТО».

В результате, единое экономическое пространство четырех государств осталось только на бумаге. С приходом к власти Виктора Януковича Москва надеется на возвращение Украины к переговорному процессу по созданию ЕЭП.

Опыт проекта ЕЭП был учтен в ЕврАзЭС. 6 октября 2007 года в Душанбе прошел саммит ЕврАзЭС, на котором была принята концепция таможенного союза России, Казахстана и Белоруссии (пока только три страны были готовы к этому). План действий по его формированию был рассчитан на три года. Кроме того, было принято решение о создании наднационального органа — Комиссии Таможенного союза, где Россия получила 57 % голосов, а Казахстан и Белоруссия — по 21,5 %.

В научной литературе, исходя из реальной практики, обычно выделяют пять этапов или форм интеграции. Неким подготовительным этапом может выступить сначала зона преференциальной торговли, когда страны предоставляют друг другу льготы во взаимной торговле. В строгом смысле слова это еще интеграцией не является. Первым настоящим интеграционным этапом выступает зона свободной торговли, при которой государства отменяют ограничения во взаимных торгово-экономических отношениях, но сохраняют полную самостоятельность в проведении своей внутренней и внешней экономической политики.

Второй этап или вторая форма интеграции — таможенный союз, предполагающий не только взаимную отмену внешнеторговых ограничений, но и установление единого внешнеторгового тарифа и проведение общей внешнеторговой политики. На этих двух этапах межгосударственная деятельность, заключающаяся преимущественно в снятии различных барьеров, охватывает практически лишь торговую сферу, создавая более благоприятные условия для ее развития, для облегчения финансовых расчетов между ними и т.д., но все основные силы экономического регулирования осуществляются национальными государствами.

Третий этап — «общий рынок», предполагающий наряду со свободным движением товаров, как в таможенном союзе, еще и свободное движение капиталов и рабочей силы.

Четвертая форма экономической интеграции — экономический союз, предполагающий проведение общей внутриэкономической политики. При этой форме интеграции возникает жесткая необходимость деятельности наднациональных органов. Их работа, связанная с функционированием экономического союза, предполагает регулирование сферы не только торговли, но и производства. Если государства решают перейти к единой валюте, то говорят уже о валютно-экономическом союзе, обычно не выделяющегося в отдельный этап, а рассматривающегося как новый уровень в рамках экономического союза.

Высшим этапом интеграции, по мысли ее идеологов, на сегодняшний день выступает политический союз, т.е. интеграция в неэкономических областях. По этому пути развивается пока только Европейский Союз.

Белоруссия, Казахстан и Россия, таким образом, вышли на второй этап интеграционного процесса — таможенный союз, начавший действовать в июле 2010 года.

Проблемы интеграционного строительства

Несмотря на обилие деклараций и других документов относительно планов, желания и необходимости финансово-экономического сближения, интеграционное строительство на пространстве СНГ идет не просто крайне медленно, но и временами с откатами назад. Можно выделить объективные экономические и субъективные политические причины данной ситуации.

Среди экономических необходимо, прежде всего, отметить разный уровень ресурсного потенциала стран. Это видно, например, по объему валового внутреннего продукта. Можно приводить разные источники (Группу Всемирного Банка, Международный Валютный Фонд или Всемирную книгу фактов ЦРУ) и методики расчетов, в любом случае Белоруссия, Украина и Казахстан значительно отстают от России. Исходя из расчета ВВП на душу населения разница между четырьмя странами значительно меньше, но все равно отрыв Российской Федерации от своих соседей очевиден (особенно от Украины).

Известно, что лучше интеграция идет среди стран со сходным уровнем экономического развития и финансового благополучия. Разница в показателях порождает проблему для национальных производителей соседей России попасть от нее в зависимость. Почти пятнадцать лет идет различное согласование позиций по всем товарным позициям в рамках структур СНГ, но договориться по таможенному союзу смогли только недавно и только три страны. Затруднить развитие реальной интеграции на постсоветском пространстве может и вступление Украины в ВТО, в то время как Беларусь, Казахстан и Россия туда пока не входят.

Однако экономические различия стран Западной и Восточной Европы не помешали им интегрироваться в рамках Евросоюза, пусть и через десяток с небольшим лет многообразных согласований. Почему же части некогда единого государства, единой хозяйственной системы, не могут долгое время наладить стабильные интеграционные отношения? На наш взгляд, главные причины все же — не экономические.

Смотрите также: Сводки событий от ополчения. самые свежие новости Украины России и мира сегодня за последний час..